Инновации похоронного дела в 2019 году
Похоронное дело – это не совсем та область, от которой люди ждут инноваций. Во-первых, о ней в принципе не часто думают, потому что похороны случаются редко, а в счастливые времена о них осознанно предпочитают не вспоминать. Во-вторых, похоронное дело сильно ритуализировано, а религиозные нормы и народные обычаи не особо склонны к инновациям.
Но подобное представление о похоронах не совсем верно. Оно не учитывает культурного обмена: безусловно, обычаи и традиции эволюционируют медленно, но перенимаются довольно быстро. В эпоху глобализации “подсмотреть” у соседа ту или иную традицию – как и любую идею для бизнеса – дело столь же обычное, сколь и подражать его моде. А если большинство потребителей на каком-то рынке предпочитает не думать о чем-то неприятном, это вовсе не означает, что производитель поступает так же. Напротив, в наши дни почти в любой области ежедневно возникают стартапы, обещающие решить какую-то проблему или предложить какую-то новую услугу.
Вертикальные кладбища
Многим европейским – и не только – городам уже давно не хватает земли для захоронений. Большинство стран исторически решали этот вопрос довольно безыскусным образом: хоронили новых поверх старых. Например, на еврейском кладбище в Праге по заполнении имеющегося пространства просто насыпали сверху слой земли и продолжали захоронения; к 1787 году там было 12 слоев захоронений. А в современной Норвегии в гробы впрыскивают раствор известняка, чтобы ускорить разложение и через 20-30 лет использовать заново то же пространство. Схожим образом ситуация обстоит в Великобритании и других странах с высокой плотностью населения, где дефицит мест для захоронений – лишь частный симптом дефицита земли как такового.
На фоне вышесказанного некоторые компании приняли решение обратиться к опыту тех культур, которые не имеют подобных проблем, потому что изначально подошли радикально иначе к самой идее захоронения. Из школьной программы мы можем помнить о “воздушных захоронениях”, что некоторым народам древности заменяли подземные:
Во многом схожей логикой продиктованы свойственные многим азиатским культурам вертикально организованные захоронения, будь то террасы, стены или многоэтажные пагоды. Со временем они модернизировались и сегодня представляют собой, по сути, многоэтажные дома с гробами, урнами и целыми мавзолеями внутри. И вот, западные страны начали перенимать эту идею и строить свои высотные некрополи. Вот как выглядит, например, бразильский “небоскреб смерти”:
Не менее впечатляюще смотрится проект молодых архитекторов из норвежского Осло:
Разумеется, невелик шанс, что подобную конструкцию будет дозволено возвести в историческом центре города, да и вопрос об эстетичности подобных “небоскребов смерти”, остается поводом для дискуссий. Однако точно не стоит сомневаться, что подобные проекты, будучи реализованными, действительно способны решить проблему дефицита земли для захоронений во многих развитых странах.
Товары из костей и праха
Разумеется, многие слышали о диверсификации рынка похоронных принадлежностей: некоторые компании уже не только изготавливают на заказ, но и массово производят погребальные урны в виде коробок для настольных игр, гробы в виде автомобилей и надгробия с цифровыми процессорами и тачскринами. Однако нужно понимать, что все вышеперечисленное – просто логичное, хоть порой и диковинное, развитие уже давно существовавших идей.
Совершенно иными в этом плане являются стартапы, предлагающие превратить останки домашних любимцев и даже родственников в ювелирные украшения. Конечно, сперва можно подумать, что и тут ничто не ново: украшения из костей наши предки носили тысячи лет назад, так может ли быть, что и в данном случае новое - лишь хорошо забытое старое? Это однозначно не так в случае с драгоценными камнями из праха: уже несколько американских стартапов используют технологии создания искусственных алмазов для того, чтобы превратить кремированные тела людей в высококачественные драгоценные камни.
Родственники покойных впоследствии инкрустируют этими камнями кольца и кулоны, чтобы “их близкие всегда были с ними”. Так, с помощью современных технологий людям удалось весьма необычным образом удовлетворить желание быть рядом с теми, кого уже нет.
Отель для мертвых
Этот случай - хороший пример того, как бизнес-стартапы решают проблемы, порожденные несовершенствами других бизнесов. В некоторых густонаселенных странах дефицит мест на кладбищах перестает быть проблемой, потому что их кладбища заполнены настолько, что никто уже и не рассматривает подземное захоронение как разумный вариант. Теперь проблемой становится дефицит мест в крематориях - а точнее, дефицит их пропускной способности. В сегодняшней Японии, по разным оценкам, кремируют до 98% умерших, а умирает там более полутора миллионов в год. Крематории не справляются с нагрузкой, и семьи, чьи покойные “стоят в очереди” на сожжение, вынуждены хранить их дома дольше отведенного на прощание срока. В среднем по четыре дня, но иногда и дольше. Мало того, что это вызывает очевидные проблемы эмоционального характера, все же куда большей бедой является то, что среднестатистическая квартира, мягко говоря, не приспособлена для хранения мертвых тел - и из-за размеров гробов, и из-за невозможности обеспечить необходимое охлаждение.
Для решения этой проблемы один из местных бизнесменов создал “отель для мертвых”. Строго говоря, это склад, который принимает на хранение гробы с покойными на время ожидания их очереди в крематории. Однако гробы в нем располагаются в отдельных “номерах”, куда друзья и родственники могут прийти проститься с умершими. В отеле также есть специальные помещения, где верующие могут провести некоторые нетребовательные к специфическому пространству и церемониям ритуалы, и даже столовая для пришедших навестить и помянуть своих близких.
Возможно, вам будет интересно: