Тренды похоронного дела в 2019 году

Похоронное дело сильно различается в разных странах мира, и, что логично, тренды в каждом регионе свои. Связано это, во-первых, с религиозными различиями, а во-вторых, с различиями в области ритуального законодательства. Какая-то мода, зародившаяся в Китае или США, может не прижиться во Франции или в России просто потому, что какие-то её аспекты могут быть законодательно запрещены или идти в разрез с культурными нормами большинства. Тем не менее, мы можем выделить несколько крупных трендов похоронного дела, которые уже проникают в нашу страну и, более того, в недалеком будущем могут стать общемировыми.

Тренд 1. Экологичность

Во-первых и в-главных, конечно же, нужно отметить все более широкое и глубокое проникновение зеленых технологий в похоронное дело. Большинство наших сограждан уже наверняка слышало о возможности поместить прах покойного в специальную биоурну, из которой впоследствии прорастает дерево, или одеть покойного в саван из грибов, которые превратят его тело в компост и не позволят трупным ядам отравить почву. Но мало кто знает, что в некоторых странах эта возможность перестала быть оригинальной причудой: например, в США и Канаде уже существуют десятки “зеленых” кладбищ, которые специализируются именно на эко-похоронах.

В России, тем временем, тоже появляются компании, предлагающие биоразлагаемые дизайнерские гробы, биосаваны из грибных спор вместо гробов и даже похороны в морских рифах. Первая проблема заключается в том, что сейчас все эти варианты гораздо дороже стандартных общепринятых ритуалов. Другая проблема – внутренняя политика ритуальных служб и конкретных кладбищ, которые могут не захотеть работать с телом без гроба (а вся суть биоразлагаемого савана именно в этом) или не предоставлять возможности захоронить в могилу биоурну.

Последнее представляет затруднения по вполне очевидным причинам: биоурна вскоре породит дерево, которое со временем начнет повреждать своими корнями соседние захоронения. Поэтому тут требуется особая, специализированная под данную задачу организация кладбищенского пространства, которую государство и муниципальные службы не готово выполнять. С другой стороны, ничто не мешает человеку закопать биоурну с прахом покойного родственника в лесу или на даче.

Тренд 2. Индивидуальный подход и кастомизация

Широко распространено мнение, что кремация – это выбор малообеспеченных семей. Однако в нашем десятилетии вклад в развитие тренда неожиданным образом сделали и люди с высоким доходом, желающие обустроить посмертное существование своих родных оригинальным образом

В развитых странах растет спрос на нестандартные или дизайнерские погребальные урны: многие семьи хотят, чтобы сосуд, в котором покоится прах их родственника, выглядел не как заурядный горшок или коробка, а как нечто индивидуализированное, которое напоминало бы об образе жизни и предпочтениях усопшего. Так, многие компании уже предлагают погребальные сосуды в виде спортивного инвентаря (чаще всего шлемов), в виде уменьшенной в масштабе модели любимого автомобиля, в виде коробки из-под пиццы или иного продукта, в виде мягкой игрушки и даже в виде настольной игры: прах умершего может быть помещен внутрь шахматного поля или коробки из-под “Монополии”.

Разумеется, этот тренд касается отнюдь не только урн: многие уже слышали о разного рода ритуалах и церемониях “на заказ”, а также о дизайнерских гробах и надгробиях. Своего рода рекордом в этом плане стала могильная плита с цифровым процессором внутри и тачскрином снаружи, установленная в Словении. Она оборудована датчиками движения, и если никого нет рядом, то она просто показывает имя и даты жизни покойного, но если подойти ближе, то она станет доступна для интерактивного пользования: владелец загружает в неё книги, музыку, видео, и любой желающий сможет запустить их. Безусловно, это пока что скорее курьезное исключение, однако если тренд сохранится, то через десяток интерактивные мемориалы вполне могут стать обыденностью.

Тренд 3. В сектор приходят стартапы

Общемировой тренд на открытие стартапов – компаний, ориентированных на решение какой-то узкой проблемы в определенном сегменте рынка – не миновал и похоронное дело. В США и, в меньшей степени, Западной Европе похоронные дома долгое время были семейными бизнесами. В последнее десятилетие в этот сектор экономики активно идут начинающие предприниматели, стремящиеся занять ту или иную специфическую нишу.

Во многих странах именно стартапы помогают похоронному делу переходить в “цифру”, и речь идет не только и не столько о покупках тех или иных ритуальных принадлежностей онлайн - с этим “старички” на рынке похоронных услуг справлялись и сами. Стартапы предлагают новые решения: предоставляют услуги удаленного заключения договоров, создают сервисов удаленного поиска и бронирования земельных участков для захоронений. Стартапы в куда большей степени ориентируются на вышеупомянутую кастомизацию услуг: именно они чаще всего берутся организовывать “похороны под ключ”, где каждый элемент – от деталей одежды и аксессуаров то порядка проведения обрядов – подгоняется под пожелания конкретного заказчика.

В последние годы стартапы в области похоронного дела стали открываться и в России. Судя по имеющимся данным, пусть пока и немногочисленным, в нашей стране они также попытаются стать пионерами цифровизации или застолбить некую узкую нишу нестандартных или кастомизируемых услуг. Уже сейчас вводятся в эксплуатацию сервисы, позволяющие осуществлять поиск и бронирование мест для будущих захоронений, службы, обещающие ускорить и удешевить обработку документов, а также возникают компании, желающие импортировать в Россию те или иные западные тренды, в частности, вышеупомянутые зеленые технологии.

Возможно, вам будет интересно:

1 июля 2019