Исламские онлайн-похороны в условиях карантина

Во всех культурах похороны – это очень значимая церемония, которая призвана способствовать объединению и сплочению семьи в трудную минуту, символизировать готовность родных и близких прийти на выручку друг другу. Сами похоронные обряды при этом будут очень сильно различаться у разных народов и в разных религиях, однако мотив объединения и солидарности так или иначе присутствует всюду. Исламские похороны в этом смысле не исключение и, более того, наиболее яркий выразитель этого правила: и в наши дни мусульмане считают, что погребение покойного – это «общее дело», к которому должна быть причастна вся община (умма), а если речь идет о мусульманском меньшинстве в неисламских странах, то к похоронным церемониям должны подключиться по меньшей мере все друзья, соседи и т.д. Присутствие на похоронах считается у большинства мусульман общественным долгом, и чем больше людей участвует в церемонии, тем лучше.

Исламские похороны в режиме ЧС

Однако в наши непростые дни всем сообществам пришлось в срочном порядке пересматривать порядок проведения своих ритуалов – мусульмане, разумеется, здесь не стали исключением. Например, имамы Соединенных Штатов Америки с самого начала эпидемии нового коронавируса внимательно следили за сообщениями от санитарно-эпидемиологических служб и выпускали новые инструкции по проведению обрядов, которые должны были помочь правоверным соблюсти и религиозные нормы, и требования безопасности.

С начала карантинных ограничений лидеры мусульманских религиозных общин в США взяли на себя работу по разъяснению своим единоверцам сути защитных мер государства и помогали им уживаться в согласии и с традициями, и с нормами коллективной безопасности. Одним из самых тяжелых испытаний для любого мусульманского сообщества в США в последние месяцы стали утраты близких – что, логично, стало к тому же происходить еще и чаще. В соответствии с религиозными традициями ислама, мертвого необходимо омыть, а затем похоронить в кафане (саване) – без гроба, желательно в день смерти, причем на церемонии, как было указано выше, должно пребывать как можно больше людей. Излишне говорить, что все эти традиции идут вразрез с санитарными требованиями, так что большинству представителей мусульманских общин США как никогда требовалась помощь в том, чтобы быстро переучиться «жить по-новому».

В частности, омовение водой, согласно нормам исламского права, можно в исключительных случаях заменить на протирание песком или пылью сквозь материю. Примечательно, что уже древние авторы отмечали, что таяммум – протирание песком – нужно использовать не только в тех случаях, когда рядом нет воды, но и в тех, когда есть угроза заражения. Разумеется, большинство рядовых мусульман США об этой практике если и слышали, то мельком, так что религиозным лидерам приходится обучать свою паству тем способам хоронить покойных, которые были изобретены для особых случаев их далекими предшественниками.

В соответствии с предписаниями Центра Контроля Заболеваний, имамы США выпустили фетвы (постановления, адресованные правоверным), в соответствии с которыми таяммум должен заменять традиционное омовение везде, где на то есть основания. Совет Фикха Северной Америки выпустил и множество других фетв, в которых изложил новые правила, касающиеся проведения захоронений в условиях пандемии. Наиболее значимые из них, что ожидаемо, касаются решения проблем, связанных с запретом на публичные собрания.

Переход в онлайн

В соответствии с постановлениями федерального правительства США, никакие публичные собрания свыше 10 человек проводиться не могут, в связи с чем традиционные исламские похороны и поминки, на которых было принято собирать по сотне а то и две человек, больше не могли проводиться в рамках закона. К счастью, как отмечают толкователи исламского права, ислам предоставляет достаточно обходных путей для того, чтобы соблюсти традиции даже в условиях жестких ограничений. Дауд Нассими, имам г. Вашингтона, пояснил, что все четыре школы исламского права не уточняют ни точное число людей, которое должно непосредственно присутствовать на похоронах, ни, в большинстве случаев, точные места проведения конкретных ритуалов. Это создало возможность для того, чтобы Совет фикха Северной Америки издал фетву о разрешении онлайн-похорон – это стало тем самым выходом из ситуации, в которой нуждались многие мусульмане США. Таким образом, непосредственно на самих похоронах вживую присутствуют менее десяти человек (священнослужитель, ближайшие родственники покойного), а все остальные наблюдают церемонию из дома посредством онлайн-трансляции: все больше исламских похоронных агентств Америки предлагают такую услугу сегодня, и есть основания полагать, что эта услуга останется доступна и после отмены карантинных ограничений. Конечно, не все с готовностью приняли такую альтернативу, сомневаясь в том, что онлайн-присутствие на церемонии погребения действительно позволяет соблюсти традиции должным образом, так что в настоящее время религиозные лидеры из числа американских мусульман тратят много времени и сил на то, что убедить своих собратьев по вере в допустимости и даже необходимости предпринимаемых мер.

Мусульманские онлайн-похороны в Австралии и Великобритании

В Австралии и Великобритании сейчас действуют схожие ограничительные меры в связи с распространением вируса, хотя конкретно в Австралии на данный момент ситуация уже и отнюдь не столь трагичная, как в США. Так или иначе, мусульманская община в Великобритании с начала эпидемии переживала серьезный кризис, связанный с погребальными ограничениями: правительство Соединенного Королевства изначально приняло акт, согласно которому все умершие от нового коронавируса, должны были подвергаться обязательной кремации - лишь позже в акт была внесена поправка, которая позволила делать исключения по религиозным соображениям. Тем не менее, публичные собрания все еще остаются под запретом, а потому готовность религиозных лидеров исламского сообщества перевести в онлайн не только священнослужения, но и похоронные церемонии, оказалась спасительной для многих семей.

Аналогичная ситуация сложилась в Австралии, однако мало того, что местные мечети перевели в онлайн священнослужения, мусульмане из местных общин также стали активнее пользоваться различными онлайн-платформами для того, чтобы выражать друг другу соболезнования и помогать с подготовкой похорон, а также со сбором средств – имамы Австралии рассказали СМИ, что их единоверцы в настоящее время используют WhatsApp и другие мессенджеры, а также средства видеосвязи, чтобы планировать погребальные церемонии, а также чтобы наблюдать трансляции похорон онлайн и слать друг другу соболезнования.

8 июня 2020

Возможно, вам будет интересно: