Казахские кладбища

6248
Время прочтения статьи - 6 минут 0 секунд

Проезжая по бескрайним степям Казахстана практически все путешественники отмечают своеобразие местных кладбищ. Издали они выглядя наподобие городков, состоящих из большого количества домиков.

Мазары

Вблизи оказывается, что многие строения на кладбище действительно похожи на небольшие дома. Некоторые с куполом, увенчанным полумесяцем. Иные — в виде довольно высокой кирпичной стены без крыши, окружающей могилу. Эти сооружения весьма разнообразны по архитектуре, хотя и отмечены единым стилем, который придаёт кладбищу сходство со старинными городами Средней Азии. Услуги по строительству таких могильных домиков, называемых мазарами, предлагают многие ритуальные службы в Казахстане. И судя по их количеству на кладбищах услуга пользуется спросом.

Вообще мазаром у мусульман называется мавзолей над могилой святого. То есть теперь многие казахи обустраивают небольшие мавзолеи над могилами своих родственников. Сама по себе могила имеет лаконичное мусульманское оформление, мазар защищает её от вторжений незваных гостей. Также возведение мазаров лежит в русле вековых казахских традиций обустройства родовых кладбищ и почитания предков.

«Воздвигнуть знатный курган или памятник своим предкам считается у казахов непременной обязанностью детей…» — отмечал в XIX веке известный казахский просветитель Чокан Чингисович Валиханов. Такое стремление присуще и современным казахам. Конечно, содержательная сторона стала иной, теперь практически нет соотнесения с мистикой, в гораздо большей мере это почтение памяти предков, дань уважения усопшим.

Повышение жизненного уровня, применение современных технологий привели к появлению большого количества разнообразных мазаров. По сравнению с максимально скромными и однотипными жилыми и хозяйственными постройками в казахских аулах мазары на лежащих рядом кладбищах привлекают художественным разнообразием композиций и оформления, некоторые из них можно назвать шедеврами народной архитектуры. Своеобразные «оазисы» из мазаров оживляют пустынные равнины степной страны.

Родовые кладбища

Идея родового кладбища связана с древними представлениями о том, что после смерти душа человека попадает в иной мир, где всё устроено примерно так же, как и в этой жизни. И там душе не обойтись без поддержки и защиты могущественного предка, родового патриарха, воля которого определит судьбу души после кончины. Если кто-то из членов рода был похоронен где-то в другом месте, то его дух окажется во власти чужих предков, в плену у них. Отсюда стремление перевезти тела умерших или погибших вдали от родных мест в свой дом на родовом кладбище, в крайнем случае — перевезти хотя бы землю из братской могилы. Эта особенность народной традиции отражена в фильме «Сказ о матери», одном из лучших в казахстанском кинематографе.

На родовом кладбище не мог быть похоронен только самоубийца или шаман. Полагали, что их души остаются в этом мире в виде привидений, стремящихся навредить живым: сбить с пути странника, навести болезнь и так далее. Поэтому лучше, если они будут подальше от родового кладбища, куда регулярно приходят живые, чтобы почтить предков.

Согласно древним казахским верованиям души, покинувшие тела умерших, становятся всемогущими и вездесущими духами, которые по-преимуществу обитают рядом с могилами и мазарами. Им необходимо угождать соответствующими ритуалами: плачем по усопшему и его восхвалением, жертвоприношением и почитанием места обитания духа. Путнику, в ночное время советовали останавливаться у могил. Там по законам гостеприимства его возьмут под защиту души усопших. Но говорили, что заброшенный дом не сулит ничего хорошего, так как в нём поселяются злые духи.

Древние мавзолеи и могилы

Из имеющихся в Казахстане архитектурных достопримечательностей, Ходжа Ахмет Ясави, Айша-Биби, Алаша-хан, Домбаул, Джубан-Ана, Булган-Ана, Козы-Корпеш и Баян-сулу и других, практически любая является мавзолеем почитаемого предка. В XIX веке отмечали, что живущий в юртах и почти не имеющий городов кочевой народ все свои архитектурные устремления вкладывает в постройку мавзолеев и надгробных памятников. Причём их почитание практически равносильно обожествлению.

Согласно народному поверью трехкратное паломничество к мавзолею Ходжа Ахмета Ясави равно одному хаджу в Мекку. Также весьма ценятся посещения Айша-Биби, Бабаджа-хатун, Козы-Корпеш и Баян-сулу, Джубан-ана и других местных святынь. Почитают и могилу великого казахского поэта Абая. Бытовая сфера жизни казахов в значительной мере остаётся связанной с культом могил и мазаров, одной из значимых составных частей местного религиозного сознания.

Похоронное агентство Ritual.ru в Москве квалифицированно проконсультирует вас по всем вопросам, относящимся к похоронам. Также мы предлагаем услуги по организации перевозки умершего или его праха на дальние расстояния. Наш телефон +7 (495) 100-3-100 доступен в любое время суток, консультации бесплатны.

12 ноября 2020
Тематика не раскрыта в статье?

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок