Манала – загробный мир финно-угров

До сих пор в Финляндии и Карелии бытуют поверья, связанные с калмой – смертной силой, исходящей от покойников. Будто бы духи умерших могут навредить живущим и наслать болезни. В наши дни мало кто уделяет особое внимание подобным суевериям, но до сих пор в самую тёмную ночь года в финских домах порой зажигают свечу, дабы умилостивить владыку загробного мира. Имеющуюся живность и лесных птиц вдоволь кормят зерном в этот день. Половики выбивают или застилают пол свежей соломой.

Калевала – сборник народных карело-финских песен

Мифы финно-угорских народов детально описаны в сборнике «Калевала». Его составитель финский языковед и врач Элиас Лённрот дважды подвергал обработке собранные народные песни. На русский язык поэтический эпос из 50 песен (рун) был переведён через 40 лет литературоведом Л. П. Бельским. Исторический материал имеет чрезвычайную ценность для изучения дохристианских верований карелов и финнов, их древней религии и мифологии.

Местом действия выбрана Калевала, страна богатырей. Родоначальником всего семейства был Калева. Его потомки, Ильмаринен и Лемминкяйнен совершали немало подвигов, воспетых в народных рунах. Так, для получения инструментов для создания лодки и саней Вяйнямёйнен отправляется в загробный мир Маналу, ловит там щуку в тёмных водах реки Туони, взнуздывает медведя Туони и приручает волка Маналы. Взамен богатырь также получает в жёны заговорённую уточку.

Загробный мир Манала

Что же представлял собой потусторонний мир в мировоззрении финно-угров? По сути тёмный мир не особо отличался от земли живых. Здесь также светило солнце, протекали реки, росли леса, только климат был суровей и холодней. Располагалась Манала на северной окраине мира и отделяла её от Вяйноле река из копий и мечей, сулящая гибель всему живому. Пересечь реку можно по тончайшему мосту-нитке. На противоположном берегу умершего поджидает грозный страж с железными зубами и тремя псами.

Владыками загробного мира является семейство бога Туони (или Мана):

  • Туонен-укко – глава рода;
  • Туонен-акка – его супруга, представляемая старухой с крючковатыми пальцами;
  • Туонен пойка – кровожадный и беспощадный сын;
  • Ловитар – старшая дочь, породившая от ветра девять мук человеческих;
  • Кипу-тютта – младшая дочь, насылающая неизлечимые болезни;
  • Калма – божество, властвующее над мертвецами.

Калма и калманвяки

По финским народным поверьям от мертвецов исходит особая вредоносная сила, способная увлечь живого в мир иной. Этому есть вполне научное обоснование. Как известно, разложившееся тело порождает немало болезнетворных бактерий. На финском языке запах тления так и назывался kalma. Злые духи, порождённые от покойников, соответственно именовались калманвяки.

Для изгнания болезней применялись различные заговоры. Их напевали под народный инструмент кантеле (схожий с гуслями) или наговаривали на воду. Целью обращений было выявить причину заболевания: надуло ли её ветром, принесли люди, наслали калманвяки или ниспослано Богом.

Похоронные обычаи финно-угров

Опасаясь заболеть представители древних народов строго соблюдали похоронные традиции:

  1. После выноса тела из дома всю хату выметали и вымывали. Впрочем, санитарную уборку после смерти проводят и сейчас.
  2. В порог вколачивали гвозди или совершали небольшое жертвоприношение – отрубали голову курице. Скорее здесь мы находим отголоски древних обрядов, отваживающих от дома смерть.
  3. Трижды махали поясом вслед похоронной процессии. Следует вспомнить, что и у славян был схожий обычай, когда на Сороковины «выбивали» полотенце за околицей села, прощаясь с почившим.
  4. У входа на погост траурное шествие останавливалось у дерева, прототипа Мирового древа. На нём завязывали цветные нити и устраивалось окончательное прощание с умершим.
  5. На кладбище начинали голосить плакальщицы. Их целью было не показать скорбь живущих, а привлечь души ранее упокоенных. Тогда новопреставившегося в Маналу будут сопровождать души умерших предков. Приняв в свою «славную общину» прародители не дадут вечному мраку Туонелы возобладать над душой усопшего.
  6. После кладбища шли прикоснуться к печи, чтобы домашний дух отвадил нечисть от человека. Как вариант – прыгали через огонь, распаленный возле жилья. Вероятно, таким образом старались избавиться от сохранившихся микробов после погоста.

Возможно, вам будет интересно:

8 мая 2019