Могилы знаменитостей на Донском кладбище Москвы
Донское кладбище – одно из самых известных и интересных в столице. Первоначально оно было расположено на территории монастыря, но позже разрослось и вышло далеко за монастырские стены. И в старом, и в новом некрополе находятся могилы многих деятелей русской культуры с мировыми именами. Среди них есть поэты, писатели, полководцы, художники, мыслители и ученые.
Кто похоронен на Донском кладбище
Александр Петрович Сумароков, писатель, драматург
Александру Сумарокову принадлежит сразу два почетных звания в отечественной истории: он был первым профессиональным литератором в стране и «отцом российского театра». Творчество Сумарокова отличалось жанровым разнообразием: он писал оды, сатиры, басни, эклоги, элегии. Но главное, чем он обогатил русский классицизм – это жанры трагедии и комедии. Со времен Екатерины Великой Сумароков постоянно трудился в Придворном театре. Императрица была очень благосклонна к нему. Она пожаловала талантливому писателю потомственное дворянство и право издавать все свои сочинения за счет Кабинета Её Императорского Величества. Однако Сумароков, по свидетельствам современников, обладал значительным властолюбием и конфликтностью. За свой карьерный путь он не раз ссорился с другими видными деятелями культуры и даже с самой императрицей. В конце концов после одной из театральных постановок Сумароков ввязался в неприятную полемику с Г.Р. Державиным и получил выговор от своей покровительницы. Это нанесло тяжелый удар по его самолюбию, и оставшуюся жизнь он посвятил уединенной работе над сочинениями, удалившись от двора. Его могила на кладбище даже не была отмечена памятником, так как похороны проходили без участия властей, за счет московских актеров. Надгробие на могиле Сумарокова установили только в 1951 году.
Петр Яковлевич Чаадаев, философ
Петр Чаадаев получил известность прежде всего как публицист, подвергшийся при жизни гонениям за свободомыслие. Он учился в Московском университете, позже сблизился с Северным тайным обществом декабристов, но не разделял его идей. В 1836 году Чаадаев опубликовал в журнале «Телескоп» первое из своих знаменитых «Философических писем». Высказанные в нем идеи об отсутствии внутреннего развития России вызвали гнев Николая I. Император назвал сочинение бессмыслицей, достойной умалишенного. Чаадаева заключили под домашний арест и назначили ему ежедневное наблюдение психиатра. С этих пор ни одна из его работ больше не публиковалась. Остаток жизни Чаадаев провел, общаясь с современниками-интеллектуалами и продолжая осмысливать исторический путь России. По воспоминаниям друзей, в последние годы он все-таки занимался литературой, дописывая свое последнее произведение – «Апологию сумасшедшего». Несмотря на тяжелую жизненную историю, Чаадаев получил славу пророка своего отечества. В соответствии с предсмертной волей, его похоронили на кладбище Донского монастыря.
Василий Осипович Ключевский, историк
Василий Ключевский является лидером Московской исторической школы и создателем собственной оригинальной концепции русской истории. Он родился в небольшом селе Пензенской губернии и всю жизнь посвятил построению академической карьеры. Для поступления в Московский университет Ключевскому пришлось сдать 16 экзаменов, в числе которых были латынь, греческий, немецкий, французский, математика и физика. На историко-филологическом отделении он был одним из шести студентов, обучавшихся за государственный счет. Для этого требовалась иметь блестящую успеваемость, но Ключевский всегда хорошо учился. После университета он получил профессорское звание и начал вести лекции. О признании его научного таланта говорит уже то, что сам император Александр III поручил ему прочесть курс всеобщей истории для своего младшего сына Георгия. В день смерти Ключевского желающих попрощаться с ним оказалось так много, что их не смогла вместить даже университетская церковь. Гроб с его телом несли на плечах студенты, а процессия, по словам очевидцев, состояла из нескольких тысяч человек. В основном это были благодарные слушатели его лекций и коллеги.
Петр Дмитриевич Горчаков, полководец
Талантливый полководец происходил из знатного княжеского рода Горчаковых. Он построил блестящую военную карьеру и участвовал во многих важных для отечественной истории кампаниях: Русско-шведской войне 1808–1809 гг., Отечественной войне 1812 г., Русско-турецкой войне 1806–1812 гг., выступлении коалиции европейских держав против Наполеоновской Франции 1813–1815 гг. В 1821 году Горчаков оказался в Абхазии, где происходило восстание, вызванное сменой власти. Он организовал успешное наступление на повстанцев и предотвратил дальнейшие беспорядки. Его действия высоко оценил русский военачальник Ермолов. С этого момента Горчакову поручали командовать войсками во многих крупных сражениях. В 1829 году он стал генерал-лейтенантом, а спустя 17 лет – генералом от инфантерии. После окончания военной карьеры Петр Горчаков был назначен членом Государственного совета.
Василий Григорьевич Перов, художник
Василий Перов был незаконнорожденным сыном губернского прокурора. Несмотря на то, что он не имел права на дворянский титул отца, родители дали ему хорошее образование и поддержали его интерес к живописи. Перов учился у художника и педагога А. Ступина – основателя первой в России крупной провинциальной школы живописи. Мальчику раньше других разрешили писать масляными красками. Учитель уже тогда не сомневался, что Перов сделает незаурядные успехи в искусстве. Так и получилось: после переезда в Москву он сразу поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1856 году его работа для Императорской академии художеств была отмечена малой серебряной медалью. Впоследствии Перов долго жил и работал в Париже, а Академия художеств обеспечивала ему пансионерское содержание. В 1869 году он совместно с Г.Г. Мясоедовым организовал московскую группу передвижников – объединения художников, работавших вне академической традиции. В последние годы жизни Перов активно сотрудничал с журналами и сам занимался литературным творчеством. Он умер в возрасте 48 лет. Его могила была перенесена на Донское кладбище из Данилова монастыря.
Михаил Матвеевич Херасков, поэт
Михаил Херасков жил и творил в эпоху Просвещения. Он участвовал в издании нескольких просветительских журналов, основывал первые российские театры, был директором Московского университета. Литературное творчество Хераскова завершило эпоху классицизма. Он был автором ряда эпических поэм и дидактических романов, а также посвящал поэтические произведения многим своим современникам. Известны его оды, написанные Е.Р. Дашковой – сподвижнице Екатерины Великой и первой женщине, возглавившей Академию наук. Также Херасков ежегодно адресовывал стихи самой императрице. Павел I после восшествия на престол благосклонно оценил поэта, выразил ему признательность за несколько произведений и наградил орденом Святой Анны I степени. Только император Александр I уволил Хераскова со службы в связи со старостью, удостоив его чина действительного тайного советника. Оставшуюся жизнь Херасков занимался литературной и издательской деятельностью.