Погибшие космонавты: в память о героях космоса

3457
Время прочтения статьи - 8 минут 20 секунд

12 апреля планета отмечает день космонавтики – праздник, приуроченный к дате первого космического полета Юрия Гагарина на корабле «Восток-1». Но что же «празднует» этот замечательный праздник?

В первую очередь мы отдаем должное подвигу, открывшему новую эпоху для человеческой цивилизации. Ведь в этот день человечество, доселе прикованное к земле гравитацией и биологией, совершило нечто особое и удивительное, идущее вразрез со всеми ограничениями природы.

Не в последнюю очередь 12 апреля – это еще и праздник национальной гордости. Ведь человеком, осуществившем это достижение, стал гражданин Союза, простой парень из смоленской глубинки – Юрий Гагарин. Но также День Космонавтики – это памятник человечеству и его героям, живым и мертвым.

Опасности космоса

«Космос – это последний рубеж», как говорил известный персонаж культового фантастического телесериала. Бескрайние просторы космоса – предел человеческого мышления и амбиций, штурмовать который возьмутся только те, в ком сильнее всего говорят любопытство, мужество, упорство и амбиции.

Реалии космоса жестоки: из-за астрономической сложности применяемых в космонавтике систем доставки и жизнеобеспечения любой полет сопряжен с риском, которого никогда нельзя полностью избежать. Человеческий ум способен просчитать многое, но не способен объять все, а в космосе кажущаяся мелочь или пустяк может привести к гибели. Сегодня, в день космонавтики, мы вспомним героев человечества, принесших свои жизни на алтарь освоения космоса.

Погибшие космонавты СССР

Комаров, Владимир Михайлович, погиб 24 апреля 1967 года. Инженер-полковник Владимир Комаров – космонавт-испытатель, пилотировавший новые советские космические корабли – «Восход-1» и «Союз-1», ставшие первыми многоместными кораблями в истории космонавтики. Первый полет Комарова на «Восходе-1» (12-13 октября 1964) сам по себе характеризовал и командира, и экипаж как героев – ведь космонавты совершали полет без скафандров и систем катапультирования, которые не были установлены на корабле из-за острой нехватки места.

Второй полет, ставший для Комарова последним, проходил неудачно. Из-за неполадок в солнечных батареях «Союзу-1» было приказано уходить на посадку, которая и стала для его экипажа смертельной. На финальных этапах спуска произошла авария: не сработал сперва основной парашют, а затем и запасной, стропы которого запутались из-за сильного вращения спускаемого аппарата. На колоссальной скорости корабль врезался в землю – экипаж корабля погиб мгновенно. Героизму Комарова, как и других погибших космонавтов, посвящена мемориальная табличка и статуэтка «Павший астронавт», оставленные в борозде Хэдли Апеннинских гор на Луне экипажем корабля «Аполлон-15».

Гибель «Союза-11» 30 июня 1971 года. Георгий Добровольский и его экипаж (В. Пацаев и В. Волков) готовились как дублеры команды Алексея Леонова – первого человека, осуществившего выход в открытый космос. Однако за несколько дней до старта «Союза-11» медкомиссия забраковала бортинженера Леонова, Валерия Кубасова. Судьба распорядилась так, что полетел экипаж Добровольского. 7 июня 1971 года «Союз-11» осуществил стыковку с орбитальной станцией «Салют-11» и приступил к ее расконсервации.

Не все проходило гладко: воздух был сильно задымлен, а на 11 день и вовсе случился пожар, вещь в космосе поистине страшная. Однако в целом задача полета была выполнена, и экипаж сумел даже в таких непростых условиях осуществить целый комплекс научных наблюдений и исследований. За два дня до трагедии, в ходе расстыковки никак не гас индикатор, сигнализировавший о неплотном закрытии крышки люка. Визуальный осмотр неполадок не выявил, и Центр Управления Полетов допустил неисправность датчика. В ходе посадки 30 июня 1971 года, на высоте в 150 км произошла разгерметизация корабля. Несмотря на то, что автоматическая посадка была произведена в штатном режиме, экипаж в полном составе погиб от кессонной болезни.

Катастрофа «Челленджера» 28 января 1986 года

«Челленджер» – многоразовый американский корабль-шаттл, второй в серии из пяти построенных аппаратов. На момент катастрофы он насчитывал девять успешных полетов. Катастрофа стала для Соединенных Штатов настоящей национальной трагедией: старт с мыса Канаверал показывали в режиме прямой трансляции по телевидению. Его сопровождали реплики ведущих о том, что за программой Space Shuttle будущее космонавтики.

Через пятьдесят секунд после старта один из ускорителей «Челленджера» стал демонстрировать признаки появления боковой струи: из-за неполадок топливо прожгло отверстие в основании конструкции). Затем, к ужасу миллионов зрителей в Америке и по всему миру, на 73-й секунде полета «Челленджер» превратился в пылающее облако обломков – нарушение аэродинамической симметрии за считанные мгновения буквально разметало планер шаттла, разорванного на куски сопротивлением воздуха.

Трагизма также добавило исследование, доказавшее, что как минимум несколько членов экипажа выжили в ходе разрушения планера, т.к. находились в самой прочной части шаттла – в кабине. Однако шансов спастись у уцелевших в катастрофе не было: обломки шаттла, и в том числе кабина, ударились о поверхность воды на скорости в ~350 км/ч, а ускорение в пиках составило 200g (то есть в умноженная в 200 раз сила притяжения Земли). Весь экипаж шаттла погиб. Опрос общественного мнения, проведенный спустя некоторое время после катастрофы, показал: катастрофа «Челленджера» стала третьим самым крупным национальным потрясением для Америки в 20-м веке, вместе со смертью Ф. Рузвельта и убийством Дж. Кеннеди.

Катастрофа шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 года

На момент своей трагической гибели в ходе своего 28-го полета «Колумбия» была самым настоящим «старичком»-первопроходцем: это был самый первый космический челнок в серии, заложенный еще весной 1975 года. В ходе своего последнего старта корабль получил повреждения термозащиты нижней части левого крыла. Из-за эксплуатационных ошибок и технологических просчетов от кислородного бака во время стартовых перегрузок оторвался кусок изоляции. Обломок ударил по нижней части планера, что в итоге и подписало «Колумбии» смертельный приговор. Когда после успешного шестнадцатисуточного полета «Колумбия» вошла в плотные слои атмосферы, это повреждение привело к перегреву пневматических агрегатов стойки шасси и его взрыву, разрушившему крыло шаттла. Все семеро человек экипажа погибли практически мгновенно. Трагедия «Колумбии» сыграла не последнюю очередь в отказе НАСА от проекта многоразового космического корабля Space Shuttle.

Возможно, вам будет интересно:

12 апреля 2019
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок