Похоронная индустрия Японии
Япония – это страна, в которой древние традиции переплетены с хайтеком. Это странное сочетание характерно и для ритуальной сферы, ведь смерть имеет особое значение в японской культуре. Индустрия похорон в Стране восходящего солнца – это переплетение сложных древних ритуалов, исполняемых по заоблачным ценам, с жесткой конкуренцией и технологической гонкой ритуальных компаний.
Как японцы организуют похороны
Общие черты организации похорон в Японии схожи с другими странами, но в ней куда большее количество тонкостей и сложностей.
Когда близкие уверены, что человек скончался, они начинают готовиться к погребению. Один из родственников берет на себя организацию похорон – традиции утверждают, что им должен быть старший сын умершего.
Организатор похорон должен:
- известить родственников усопшего, его друзей и коллег;
- сообщить начальству покойного о его смерти;
- уведомить муниципалитет, который выдаст сертификат о смерти;
- заказать погребальную атрибутику, подписать договор с ритуальным агентством;
- договориться о проведении церемоний с местным буддистским или синтоистским храмом;
- приобрести место на кладбище или договориться о хранении праха с монастырем.
В более традиционных семьях возникает необходимость обустроить или расширить семейный алтарь, посвященный умершим предкам.
Стоимость похорон в Японии
Япония – это страна с одними из самых высоких цен на похороны во всем мире. В последние годы средняя стоимость похорон колеблется от 20 до 25 тысяч долларов (2,5-3 млн йен). Некоторые издания указывают, что стоимость очень скромных, но достойных похорон начинается от 1,1 млн йен. Такие высокие цены имеют под собой несколько оснований:
- дороговизна мест на кладбищах;
- завышенные цены у большинства ритуальных агентств;
- требования традиций, согласно которым похороны должны быть роскошными;
- необходимость оплачивать дорогие услуги работников кладбища и буддистских монахов (суммарно около 1 млн йен, 8700$).
Многие японцы считают, что экономить на похоронах, свадьбах и обучении детей недопустимо. Многие семьи из года в год откладывают деньги на эти нужды (15-20% от месячного дохода). В решении финансовой проблемы также помогают прижизненные договоры: многие японские похоронные агентства дают 20% скидку на организацию погребения при заключении договора при жизни.
Похоронный рынок Японии
В течение долгих лет ритуальные агентства Японии пользовались особым положением. Смерть родственника – это не просто трагичное, но и очень важное событие в жизни традиционной японской семьи. В этот период близкие покойного не готовы вникать в нюансы организации похорон и торговаться с агентами. Многие агенты пользовались этими традициями и навязывали свои услуги по многократно завышенным ценам.
Последние годы население Японии идет на убыль. Показатели смертности довольно высоки, и будут продолжать расти по мере того, как стареет и умирает поколение «бэби-бумеров». Ожидается, что в 2025 году число умерших японцев составит 1,53 миллиона человека. На фоне такой демографической картины ритуальная сфера Японии также растет – в 2018 году объем похоронного рынка составил 1,84 трлн йен, что равно 16 млрд долларов.
Вместе с ростом смертности в Японии выросло и число похоронных бюро. В 2018 году на японском рынке действует больше 45 000 агентства, то есть одно на каждые 2800 человек приходится по агентству. Уменьшается и число японцев, слепо верящих ритуальным агентам – все больше семей принимают взвешенные и осознанные решения, внимательно читают предлагаемый им договор или выбирают агентство заранее.
Конкуренция на японском рынке очень высока, что приводит к тому, что похоронные бюро вынуждены снижать цены, идти навстречу своим клиентам и выстраивать человеческие отношения с близкими умершего. Многие компании подстраиваются под требования времени и предлагают новые высокотехнологичные услуги – под стать одной из самых высокотехнологичных стран мира.
Похоронные инновации
В ситуации жесткой конкуренции, повышенного спроса на ритуальные услуги и безумного ритма жизни в мегаполисе, ритуальным компаниям приходится адаптироваться. На регулярно проходящих в Японии выставках похоронной индустрии можно ознакомиться с последними новинками и инновациями.
Практически ни одно погребение в Японии не обходится без буддистской церемонии. Однако монастыри с трудом справляются с такими нагрузками, монахов на каждое отпевание не хватает и цены на их услуги растут. Некоторые компании решают проблему с помощью роботов, подражающих монахам. Они выглядят удивительно похожими на людей, облачены в буддистские робы, способны поддержать беседу и читать погребальные сутры. Альтернативное решение – онлайн-трансляции буддистских монахов, когда священнослужитель присутствует на похоронах и читает сутры удалено.
Японцев считают едва ли не самой работящей нацией в мире – рабочий день сотрудника японской компании может длиться до 20 часов. В таком графике трудно найти время для посещения похорон. Поэтому некоторые кладбища организуют специальные станции, через которые можно передать свои пожелания и дары семье умершего, не выходя из машины.
Прижизненный договор вошел в обиход даже самых консервативных японцев
Кроме этих необычных услуг, японские ритуальные службы вводят множество важных нововведений. Вот некоторые из них:
- прижизненный договор вошел в обиход даже самых консервативных японцев. Практически все пожилые жители страны продумывают свои похороны заранее, заказывают гроб и дают детальные распоряжения;
- QR-коды появляются на все большем числе надгробий. Просканировав их, можно увидеть фото и видео из жизни умершего, его прощальное обращение и некролог;
- японское отделение Yahoo предлагает услуги автоматического удаления страниц усопшего в соцсетях, рассылки прощальных писем по электронной почте и создания интернет-мемориалов, посвященный умершему.
Возможно, вам будет интересно:
- Похороны в Японии: традиции и церемонии
- Могила по Фэн Шуй
- Умирающая фанатка Гарри Поттера раскрасила свой гроб в цвета факультетов Хогвартс