Похороны адмирала Нахимова

2076
Время прочтения статьи - 8 минут 30 секунд

Павел Семенович Нахимов родился в семье мелкого помещика, учился в качестве гардемарина в морском кадетском корпусе, в возрасте 15 уже совершил свои первые плавания на военных кораблях. В 1822-1825 Нахимов, будучи в звании мичмана, принимал участие в кругосветном путешествии Лазарева, по результатам которого стал кавалером ордена Святого Владимира 4-й степени. В следующий раз Нахимов ярко проявил себя в Наваринском сражении в ходе русско-турецкой войны 1828-1829 годов. С 1829 стал сам командиром корабля, отличился и в военное время и в мирное, показал себя как выдающийся командующий и организатор. Но наибольшую славу Нахимову принесла, разумеется, Крымская война, которая началась с победоносного Синопского сражения под его началом. Увы, эта война принесла адмиралу Нахимову не только славу и вечную благодарность потомков, но и гибель.

Смерть

Смерть Нахимова была во многом необычной: в XIX веке полководцы уже нечасто оказывались непосредственно на линии фронта, а потому и непосредственно в бою умирали нечасто. Нахимов же всегда славился своим недоверием к идее делегирования полномочий: он в равной степени не доверял как своим начальникам из Петербурга, так и своим подчинённым на местах, а служебную переписку, если верить современникам, так и просто ненавидел, причем ему было одинаково противно письма как писать, так и получать. В результате Нахимов предпочитал по возможности лично всем руководить и лично везде присутствовать – в том числе на передовой. Плюсом этого было то, что присутствие полководца повышало боевой дух матросов и солдат, но и минусы были столь же очевидны: Нахимов таким образом каждый раз подвергал себя опасности.

Когда Крымская война 1853-1856 годов приняла неблагоприятный оборот и Россия перешла в защиту, Нахимов возглавил оборону Севастополя – именно он принял широко известное по сей день решение затопить корабли в бухте Севастополя, чтобы предотвратить заход в неё вражеских кораблей, что спасло город от штурма с моря. Это, однако, привело к тому, что англичане и французы начали готовиться к штурму наземному – к середине 1855 основные бои происходили уже на суше, а флот только осуществлял бомбардировки города.

28 июня 1855 года Нахимов в очередной раз объезжал оборонительные сооружения. Он прибыл на Малахов курган и стал через подзорную трубу изучать укрепления и расположения неприятеля. Поскольку Нахимов был в своём мундире с адмиральскими эполетами, он стал мишенью для вражеских солдат с дальнобойным нарезным оружием: они обстреляли бруствер, и одна из пуль попала в голову адмирала. Наложив повязку на рану Нахимова, солдаты погрузили его тело на носилки и понесли через Аполлонову балку в северную часть города, где надеялись на медицинскую помощь - Нахимов на тот момент все еще был жив. Однако спасти адмирала не удалось.

30 июня Статский советник Б.П. Мансуров в своём донесении великому князю Константину Николаевичу сообщил о гибели адмирала. Со смертью Нахимова из числа полководцев в Севастополе оставался только Тотлебен – все остальные значимые военачальники пали ранее. Примечательно, насколько смерть адмирала Нахимова походила на смерть британского адмирала Нельсона: тот также, будучи флотоводцем, не «пошел на дно вместе с кораблём», а пал от пули снайпера.

Процессия

Нахимов скончался на больничной кровати. Прямо на этой кровати его вынесли из госпиталя и на баркасе переправили с Северной стороны Севастополя на Городскую. Тело адмирала поместили в его квартире на Екатерининской улице, где он проживал в это время. Похороны было необходимо производить как можно скорее: город ежедневно подвергался бомбардировкам, и противник мог пойти на следующий штурм когда угодно, а потому приходилось «работать с тем, что есть» и предоставить адмиралу такое погребение, на какое был способен осажденный город. Если верить воспоминанием современников, то гроб с золотой парчой, в котором покоилось тело Нахимова, некоторое время находился в его квартире в окружении подушечек с орденами и медалями. У изголовья находились три адмиральских флага, а самого Нахимова укрыли простреленным флагом флагманского корабля, на котором Нахимов за два года до того повел русский флот в Синопскую битву.

1 июля 1855 года – а это был 292-й день осады – множество чиновников и армейских офицеров собрались, чтобы воздать последние почести почившему адмиралу. Гроб выносили из квартиры высокие военные чины, впереди него несли адмиральские флаги. Из квартиры Нахимова процессия в сторону Адмиралтейской церкви. Процессия состояла из нескольких пехотных батальонов, которыми командовали Шейдеман и Липский. Её движение сопровождала музыка военного оркестра. Также в церемонии участвовало 6 орудий резервной батареи: они должны были в оговоренное время произвести 3 холостых залпа. По прибытии в Адмиралтейскую церковь состоялась панихида, после чего тело было ненадолго выставлено для прощания - но всего на несколько часов.

Похороны

В 8 часов вечера гроб забрали из Адмиралтейской церкви, и процессия двинулась к месту погребения – на Центральный городской холм, где стоит Собор Святого Равноапостольного князя Владимира, в склепе которого на тот момент уже лежали три других защитника Севастополя – Лазарев, Корнилов и Истомин. Как сообщали очевидцы, на улицы вышли тысячи жителей города, желавшие проводить в последний путь адмирала. На Центральном холме вскоре собралась огромная толпа – при том, что неприятельская эскадра прекрасно видела её и могла в любой момент открыть огонь, однако этого, к счастью, не произошло. Гроб опустили в склеп собора, резервная батарея дала холостой залп. Вражеские орудия, молчавшие с момента смерти Нахимова, вновь открыли огонь только после того, как адмирал был погребен, – о церемонии враги знали от своих шпионов в городе. Более того, как сообщают очевидцы, в момент, когда на Центральном холме собралась толпа скорбящих и пошла процессия, в подзорные трубы можно было видеть, как матросы и офицеры на английских кораблях стояли на палубах, сняв головные уборы.

Память

Один из первых памятников Нахимову был открыт к 45-ой годовщине Синопского сражения (в 1898 году) – на Екатерининской площади Севастополя, в самом центре города. Этот памятник, увы, был уничтожен в 1928, а затем на его месте появился новый – уже в 1959. В 1944 в СССР были учреждены военно-морские ордена имени Нахимова. В том же году в Ленинграде было создано Нахимовское Военно-морское училище. Также в честь флотоводца было названо большое количество других учебных заведений, а также кораблей, улиц и площадей России и, разумеется, военных кораблей.

При этом важно отметить, что судьба у «адмиральской гробницы», т.е. склепа Владимирского собора, была незавидной: сперва он подвергся нападению мародеров после того, как Севастополь капитулировал в ходе Крымской войны, а затем усыпальница полководцев была и вовсе уничтожена в годы Революции. Её восстановление произошло только в 1992 году – тогда же произвели перезахоронение останков Нахимова.

13 мая 2020
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок