Ритуальные услуги. Тренды похоронной индустрии

9529
Время прочтения статьи - 12 минут 40 секунд

Через 10 лет похоронное дело изменится радикально

Последнее десятилетие коренным образом изменило работу похоронных бюро. Расцвет моды на кремацию, обсуждение темы «как похоронить человека» в социальных медиа, резкий скачок в компетентности клиентов – кажется, что едва ли следующие десять лет смогут потрясти реалии профессии еще больше. Но эксперты похоронной отрасли считают, что все перечисленное – лишь предвестие революции в организации похорон, которая произойдет в ближайшие годы.

Ниже мы обозначим лишь самые заметные тенденции в сфере ритуальных услуг – те, что отчетливо оформились уже сейчас и навсегда изменят ландшафт похоронных практик.

Похороны как праздник

В последнее время все больше семей в США и странах Европы отказывается от похорон в традиционном сумрачном антураже в пользу противоположной по духу альтернативы. Почти треть опрошенных семей отметили, что с большим удовольствием предпочли бы торжественный праздник традиционным поминкам. Четверть респондентов и вовсе была бы не прочь сменить классический траурный гардероб на одежду в светлых и даже ярких тонах. И это отнюдь не очередной прихотливый изгиб похоронной моды, которому суждено вскоре уйти в небытие.

Опросы и отчеты компаний говорят, что мы имеем дело с укрепляющимся трендом на восприятие похорон как события, требующего сценарного воплощения. Этот набирающий обороты тренд должен привлечь самое пристальное внимание похоронных агентств. В ближайшее время все больше людей предпочтут планировать похороны заранее и будут искать на рынке похоронных услуг именно те предложения, которые позволят сделать их поминальный ритуал оригинальным событием, срежиссированным по сценарию в соответствии с индивидуальными запросами семьи покойного.

Индивидуальный подход в организации похорон

Индивидуальный подход к организации похорон сейчас – это уже не просто прослушивание любимой музыки покойного или демонстрация его любимых вещей в ходе ритуальных мероприятий. Все больше людей изъявляют желание, чтобы все пространство похоронной процессии было построено так, чтобы оно стало экспозицией или, если угодно, выставкой истории жизни близкого человека, ушедшего в мир иной. Однако сегодня лишь около половины распорядителей похорон имеют опыт организации похорон в каком-либо ином формате помимо традиционного, который, как правило, строится по лекалам религиозного обряда.

Под «индивидуальным подходом» мы не имеем в виду такие, пусть и признанные радикальными, но уже привычные вещи вроде развеивания пепла покойного в городском парке или похоронной процессии за пределами церкви или коммунального кладбища. Под этим понимается проработанное от начала и до конца мероприятие, сюжетно и композиционно отражающее личную историю человека. Быть может, похороны дедушки стоит провести на том месте, где он так любил рыбачить, а лучшее место помянуть тетю это задний двор дома, в котором она прожила долгие годы. Сделать так, чтобы похороны стали живым рассказом об истории уникальной человеческой жизни – задача сложная, но таящая массу возможностей.

Эксперты отмечают, что запрос на персонализацию похоронных мероприятий особенно характерен для послевоенного поколения беби-бума, оказавшегося оторванным от ценностей предыдущих поколений. Похороны представители этого поколения склонны видеть, как завершение индивидуальной жизни человека на земле, как событие, подводящее ее итоги.

Растущий запрос на персонализацию похорон приведет в ближайшем будущем к появлению целого спектра «индивидуализированных» ритуальных услуг, призванных отразить ключевые моменты жизни усопшего, его интересы и увлечения. Чтобы обеспечить индивидуальную «подгонку» церемоний прощания к личности и истории жизни усопших, похоронные агенты должны быть готовы к творческому диалогу с их родственниками и друзьями и сценарному воплощению их пожеланий.

Интеграция возможностей социальных сетей в похоронные услуги

В наше время люди делятся в сети практически каждым событием своей жизни. Странно думать о том, что всего лишь десять лет назад люди прибегали к ежедневникам, записным книжкам и фотоальбомам, чтобы сохранять и восстанавливать историю своей жизни. Сейчас, благодаря сервисам вроде Facebook и Twitter, мы имеем практически неограниченный доступ к прошлому, которое отделяет от нас элементарный щелчок мышью. Поэтому, раз речь идет о возможности сохранить наиболее яркие и запоминающиеся моменты жизни покойного, естественным будет ждать от похоронных агентств качественного «поворота» в сторону социальных медиа с интеграцией их возможностей в ритуальные услуги. Эксперты полагают, что похоронные бюро в самом ближайшем будущем начнут интегрировать возможности социальных сетей во многие аспекты представляемых ими услуг, чтобы идти навстречу запросам клиентов.

«Умные» сетевые фильтры: индивидуализация информационной подачи под каждого отдельно взятого клиента

Интернет «умнеет» с каждым днем – разрабатываются все более тонкие механизмы, «привязывающие» предлагаемые товары и услуги к конкретным целевым группам возможных покупателей. Скорее всего, вы и сами с этим сталкивались. Скажем, на прошлой неделе вы покупали на Amazon новые принадлежности для бальзамирования, а через несколько дней рекламные предложения на эту тему одно за другим начинают «выскакивать» рядом с поисковой строкой Google, в вашей ленте новостей на Facebook и на страницах посещаемых сайтов. И это только начало.

В скором времени интернет-сайты обзаведутся возможностями «умной» фильтрации контента, который будет подстраиваться под конкретного пользователя в зависимости от истории его браузера. Преимущества такого рода механизмов очевидны. Вместо того чтобы продираться через вереницу страниц в попытках отыскать контент, максимально отвечающий их запросам, посетители найдут его сразу же после захода на страницу. Если кто-то пришел на сайт вашего похоронного агентства и задержался на странице с описанием нюансов планирования и организации похорон, то при следующем посещении ресурса этому посетителю будет сразу же предложена страница с тем контентом, который его интересует с большей степенью вероятности – в данном случае это руководства по планированию ритуальных мероприятий. Такой подход позволит посетителям тратить на поиск нужной информации значительно меньше времени, а похоронным домам и компаниям – увеличить продажи.

Технологии = эффективность

Веб-технологии уже дали похоронным агентам и маркетологам немало инструментов, сделавших их работу гораздо более эффективной и продуктивной – это сервисы-автоответчики, онлайн-бланки предварительного планирования похорон, сервисы заказа похоронной флористики и всевозможные интерактивные просветительские материалы, помогающие родственникам умерших организовать похороны в онлайн-режиме. Однако эти сами по себе революционные сервисы – ничто по сравнению с тем, что дополнит их в ближайшем будущем.

Настоящее «технологическое» будущее наступит для профессии похоронного агента тогда, когда внедрение технологий перестанет сводиться к простой автоматизации тех или иных аспектов работы распорядителей – тогда, когда технологии позволят профессиональным агентам работать лучше, быстрее и умнее, чем раньше. Эта тенденция в похоронном деле будет неразрывно связана с разработкой специализированного софта – например, позволяющего в сжатые сроки организовать разнородные фото- и видеоматериалы с похорон в красочные памятные видео, избежав при этом необходимости отдельно заказывать услуги специалистов. Простота использования и быстрый, но качественный результат, которые будут определяющими для такого рода программного обеспечения, позволят специалистам вашего похоронного агентства экономить драгоценное время, которое можно потратить на другие важные дела.

Родственники и близкие покойных играют все большую роль в планировании и организации похорон

Раньше родственники умерших приходили в похоронные агентства абсолютно неподкованными в вопросах подготовки и проведения похорон, а сотрудники ритуальных служб выступали в роли доверенных гидов-поводырей, предлагая план похорон, который в наибольшей степени подходил бы покойному и его близким. Однако сейчас, благодаря интернету, семьи получили простой доступ к массивам информации, посвященной планированию и организации похорон. Результатом стал сдвиг спектра вопросов, адресуемых похоронным агентам. Наивные вопросы («А что такое кремация?») уступили место специальным (например, «Не могли бы вы помочь нам с заказом мемориальной бижутерии, сделанной из праха моей умершей бабушки?»).

Поэтому будущему поколению похоронных агентов потребуется не только знание о наиболее актуальных трендах похоронного дела, но также и умение представить клиентам уникальный, как можно в большей степени дифференцированный спектр предлагаемых услуг. В противном случае, клиенты попросту выйдут на того из ваших конкурентов, кто в большей степени сумеет ответить их индивидуальным запросам.

«Зеленые» похороны

Мода на «зеленые» похороны – закономерный продукт западной моды на «экологическую сознательность». Идея «зеленых» похорон зиждется на экологичности и камерности с одной стороны, и на «пасторальности» с другой. «Зеленые» похороны – это прощание в тесном кругу родственников и друзей с минимум церемониальной торжественности, проводимые на природе. Характерная деталь – либо полный отказ от бальзамирования, либо бальзамирование без веществ на основе формальдегида, отравляющего землю. Вместо гроба может быть использован саван из биоразлагаемых материалов, а вместо надгробия – цельный камень.

В этой статье мы осветили лишь небольшую часть тенденций, формирующихся на рынке похоронных услуг, и, безусловно, вернемся к этой теме в ближайшее время.

Возможно, вам будет интересно:

5 декабря 2016
Тематика не раскрыта в статье?
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок