Организация похорон в Москве и МО
Заказ консультации
Московская городская ритуальная служба
8 (495) 100-0-100
Круглосуточно
+7 (495) 100-0-100

Ритуальные услуги. Тренды похоронной индустрии

05 декабря 2016

Через 10 лет похоронное дело изменится радикально

Последнее десятилетие коренным образом изменило работу похоронных бюро. Расцвет моды на кремацию, обсуждение темы «как похоронить человека» в социальных медиа, резкий скачок в компетентности клиентов – кажется, что едва ли следующие десять лет смогут потрясти реалии профессии еще больше. Но эксперты похоронной отрасли считают, что все перечисленное – лишь предвестие революции в организации похорон, которая произойдет в ближайшие годы.

Ниже мы обозначим лишь самые заметные тенденции в сфере ритуальных услуг – те, что отчетливо оформились уже сейчас и навсегда изменят ландшафт похоронных практик.

Похороны как праздник

В последнее время все больше семей в США и странах Европы отказывается от похорон в традиционном сумрачном антураже в пользу противоположной по духу альтернативы. Почти треть опрошенных семей отметили, что с большим удовольствием предпочли бы торжественный праздник традиционным поминкам. Четверть респондентов и вовсе была бы не прочь сменить классический траурный гардероб на одежду в светлых и даже ярких тонах. И это отнюдь не очередной прихотливый изгиб похоронной моды, которому суждено вскоре уйти в небытие.

Опросы и отчеты компаний говорят, что мы имеем дело с укрепляющимся трендом на восприятие похорон как события, требующего сценарного воплощения. Этот набирающий обороты тренд должен привлечь самое пристальное внимание похоронных агентств. В ближайшее время все больше людей предпочтут планировать похороны заранее и будут искать на рынке похоронных услуг именно те предложения, которые позволят сделать их поминальный ритуал оригинальным событием, срежиссированным по сценарию в соответствии с индивидуальными запросами семьи покойного.

Индивидуальный подход в организации похорон

Индивидуальный подход к организации похорон сейчас – это уже не просто прослушивание любимой музыки покойного или демонстрация его любимых вещей в ходе ритуальных мероприятий. Все больше людей изъявляют желание, чтобы все пространство похоронной процессии было построено так, чтобы оно стало экспозицией или, если угодно, выставкой истории жизни близкого человека, ушедшего в мир иной. Однако сегодня лишь около половины распорядителей похорон имеют опыт организации похорон в каком-либо ином формате помимо традиционного, который, как правило, строится по лекалам религиозного обряда.

Под «индивидуальным подходом» мы не имеем в виду такие, пусть и признанные радикальными, но уже привычные вещи вроде развеивания пепла покойного в городском парке или похоронной процессии за пределами церкви или коммунального кладбища. Под этим понимается проработанное от начала и до конца мероприятие, сюжетно и композиционно отражающее личную историю человека. Быть может, похороны дедушки стоит провести на том месте, где он так любил рыбачить, а лучшее место помянуть тетю это задний двор дома, в котором она прожила долгие годы. Сделать так, чтобы похороны стали живым рассказом об истории уникальной человеческой жизни – задача сложная, но таящая массу возможностей.

Эксперты отмечают, что запрос на персонализацию похоронных мероприятий особенно характерен для послевоенного поколения беби-бума, оказавшегося оторванным от ценностей предыдущих поколений. Похороны представители этого поколения склонны видеть, как завершение индивидуальной жизни человека на земле, как событие, подводящее ее итоги.

Растущий запрос на персонализацию похорон приведет в ближайшем будущем к появлению целого спектра «индивидуализированных» ритуальных услуг, призванных отразить ключевые моменты жизни усопшего, его интересы и увлечения. Чтобы обеспечить индивидуальную «подгонку» церемоний прощания к личности и истории жизни усопших, похоронные агенты должны быть готовы к творческому диалогу с их родственниками и друзьями и сценарному воплощению их пожеланий.

Интеграция возможностей социальных сетей в похоронные услуги

В наше время люди делятся в сети практически каждым событием своей жизни. Странно думать о том, что всего лишь десять лет назад люди прибегали к ежедневникам, записным книжкам и фотоальбомам, чтобы сохранять и восстанавливать историю своей жизни. Сейчас, благодаря сервисам вроде Facebook и Twitter, мы имеем практически неограниченный доступ к прошлому, которое отделяет от нас элементарный щелчок мышью. Поэтому, раз речь идет о возможности сохранить наиболее яркие и запоминающиеся моменты жизни покойного, естественным будет ждать от похоронных агентств качественного «поворота» в сторону социальных медиа с интеграцией их возможностей в ритуальные услуги. Эксперты полагают, что похоронные бюро в самом ближайшем будущем начнут интегрировать возможности социальных сетей во многие аспекты представляемых ими услуг, чтобы идти навстречу запросам клиентов.

«Умные» сетевые фильтры: индивидуализация информационной подачи под каждого отдельно взятого клиента

Интернет «умнеет» с каждым днем – разрабатываются все более тонкие механизмы, «привязывающие» предлагаемые товары и услуги к конкретным целевым группам возможных покупателей. Скорее всего, вы и сами с этим сталкивались. Скажем, на прошлой неделе вы покупали на Amazon новые принадлежности для бальзамирования, а через несколько дней рекламные предложения на эту тему одно за другим начинают «выскакивать» рядом с поисковой строкой Google, в вашей ленте новостей на Facebook и на страницах посещаемых сайтов. И это только начало.

В скором времени интернет-сайты обзаведутся возможностями «умной» фильтрации контента, который будет подстраиваться под конкретного пользователя в зависимости от истории его браузера. Преимущества такого рода механизмов очевидны. Вместо того чтобы продираться через вереницу страниц в попытках отыскать контент, максимально отвечающий их запросам, посетители найдут его сразу же после захода на страницу. Если кто-то пришел на сайт вашего похоронного агентства и задержался на странице с описанием нюансов планирования и организации похорон, то при следующем посещении ресурса этому посетителю будет сразу же предложена страница с тем контентом, который его интересует с большей степенью вероятности – в данном случае это руководства по планированию ритуальных мероприятий. Такой подход позволит посетителям тратить на поиск нужной информации значительно меньше времени, а похоронным домам и компаниям – увеличить продажи.

Технологии = эффективность

Веб-технологии уже дали похоронным агентам и маркетологам немало инструментов, сделавших их работу гораздо более эффективной и продуктивной – это сервисы-автоответчики, онлайн-бланки предварительного планирования похорон, сервисы заказа похоронной флористики и всевозможные интерактивные просветительские материалы, помогающие родственникам умерших организовать похороны в онлайн-режиме. Однако эти сами по себе революционные сервисы – ничто по сравнению с тем, что дополнит их в ближайшем будущем.

Настоящее «технологическое» будущее наступит для профессии похоронного агента тогда, когда внедрение технологий перестанет сводиться к простой автоматизации тех или иных аспектов работы распорядителей – тогда, когда технологии позволят профессиональным агентам работать лучше, быстрее и умнее, чем раньше. Эта тенденция в похоронном деле будет неразрывно связана с разработкой специализированного софта – например, позволяющего в сжатые сроки организовать разнородные фото- и видеоматериалы с похорон в красочные памятные видео, избежав при этом необходимости отдельно заказывать услуги специалистов. Простота использования и быстрый, но качественный результат, которые будут определяющими для такого рода программного обеспечения, позволят специалистам вашего похоронного агентства экономить драгоценное время, которое можно потратить на другие важные дела.

Родственники и близкие покойных играют все большую роль в планировании и организации похорон

Раньше родственники умерших приходили в похоронные агентства абсолютно неподкованными в вопросах подготовки и проведения похорон, а сотрудники ритуальных служб выступали в роли доверенных гидов-поводырей, предлагая план похорон, который в наибольшей степени подходил бы покойному и его близким. Однако сейчас, благодаря интернету, семьи получили простой доступ к массивам информации, посвященной планированию и организации похорон. Результатом стал сдвиг спектра вопросов, адресуемых похоронным агентам. Наивные вопросы («А что такое кремация?») уступили место специальным (например, «Не могли бы вы помочь нам с заказом мемориальной бижутерии, сделанной из праха моей умершей бабушки?»).

Поэтому будущему поколению похоронных агентов потребуется не только знание о наиболее актуальных трендах похоронного дела, но также и умение представить клиентам уникальный, как можно в большей степени дифференцированный спектр предлагаемых услуг. В противном случае, клиенты попросту выйдут на того из ваших конкурентов, кто в большей степени сумеет ответить их индивидуальным запросам.

«Зеленые» похороны

Мода на «зеленые» похороны – закономерный продукт западной моды на «экологическую сознательность». Идея «зеленых» похорон зиждется на экологичности и камерности с одной стороны, и на «пасторальности» с другой. «Зеленые» похороны – это прощание в тесном кругу родственников и друзей с минимум церемониальной торжественности, проводимые на природе. Характерная деталь – либо полный отказ от бальзамирования, либо бальзамирование без веществ на основе формальдегида, отравляющего землю. Вместо гроба может быть использован саван из биоразлагаемых материалов, а вместо надгробия – цельный камень.

В этой статье мы осветили лишь небольшую часть тенденций, формирующихся на рынке похоронных услуг, и, безусловно, вернемся к этой теме в ближайшее время.

+7 (495) 100-0-100