Старое еврейское кладбище в селе Адзкури (Грузия)

Старые могилы и то, что нельзя забрать обратно

Черта оседлости

В Российской Империи иноверцы, особенно иудеи, не имели права селиться ближе некоторого расстояния от Москвы и Петербурга. Для их жизни были выделены особые места, как правило находившиеся ближе к границам империи. Кроме того, строго запрещалось хоронить иноверцев на христианских кладбищах, что привело к появлению особых еврейских кладбищ.

Так в частности еврейские сообщества появились и в Грузии. Их история ярко прослеживается не только в литературе и в документах — порой ярчайшими свидетелями хода времени оказываются именно иудейские кладбища.

Особенности еврейских кладбищ

На таких кладбищах похоронены исключительно евреи — и исключительно по еврейским традициям. Самая важная из них — принцип «не нарушения могил». Мощи усопших должны навсегда остаться в земле, в которой захоронены. Согласно иудейской традиции кладбища неприкосновенны. Разрешена только эксгумации останков для переноса во Святую Землю, или в случаях угрозы разрушения кладбища. Существует традиция хоронить ногами в сторону Иерусалима.

Правила захоронения на иудейских кладбищах обычно очень строго регламентированы:

  • еврейские кладбища обычно располагаются вне пределов города;
  • высота и ширина памятника должна была быть не больше 60 сантиметров. Их устанавливали либо через тридцать дней, либо по истечению года. Надписи выполнялись на иврите;
  • могилы должны были располагаться не ближе 30 см друг от друга;
  • раньше на таких кладбищах хоронили только тех, кто являлся галахическим евреем (Галаха — традиционная иудейская система права, основанная как на традициях, так и на религиозных предписаниях);
  • исключено было даже близкое соседство религиозных и не религиозных евреев.

Новое еврейское кладбище часто делится на три части:

  • для религиозных евреев — иудеев в полном смысле этого слова;
  • для нерелигиозных;
  • для тех, кто не является евреем по галахе или совершил самоубийство.

Части должны находится друг от друга на расстоянии не менее 4,8 метров или должны быть разделены оградой высотой не менее метра.

Еврейская диаспора в Ахалцихе

С давних времён здесь была большая еврейская община. Первый раз о них сказано в 1745 году в эпоху царевича Вахушти Багратиони. Жили они в квартале к западу от крепости Рабат. В 1740 была построена синагога.

В 1830 году проживало около 117 еврейских семей. После того, как эти территории стали принадлежать Российской Империи, местные евреи значились как государственные крестьяне. Но главным их занятием продолжала быть торговля. В конце XIX века они так хорошо жили, что построили две синагоги в Тифлисе (русское название Тбилиси).

Приход советской власти все изменил. Открылся еврейский колхоз с еврейской школой, детским садом и библиотекой. Появился евкомбед (комитет бедных евреев). Он занимался трудоустройством евреев. Были закрыты синагоги, в одной из которых одно время действовал еврейский спортзал.

Численность евреев сокращалась.

В перестройку уехали почти все. На 2012 год в городе оставалось 8 евреев: пять женщин и трое мужчин.

И несколько еврейских еврейских кладбищ в округе.

Еврейское кладбище у Ацкурской крепости (20 км от Ахалцихе)

Еврейское кладбище находится на подступах к крепости. Начиная с XI века о крепости рассказывают исторические источники. Говорят, что она здесь находилась и раньше. Крепость была очень важным объектом обороны исторического Месхети (поселения близ крепости), да и всей Грузии. Кладбище здесь находится с тех времён, когда евреи вольготно жили и торговали в сёлах близ Ахалцихе.

Ограда из грубого камня стоит тут с 1964 года. И кажется, что она значительно моложе самого кладбища. Часть могил практически вросла в землю, часть каменных надгробий время обтесало до состояния природных камней. Надписи и орнамент почти на всех надгробиях — загадка для людей, не обладающих специальными знаниями.

Кладбище посещают домашние животные и птицы. Параллельно со мной его изучал петух яркой расцветки, и судя по навозу на земле, посещением кладбища не брезгуют коровы, овцы и лошади.

Вопреки тому, что сделало с памятниками время и четвероногие посетители, это кладбище кажется местом, где умиротворение и спокойствие смешиваясь напоминают о старой еврейской мудрости:

Я могу отказаться от того, что ещё не сказал, но я не могу забрать обратно то, что уже сказано.

Возможно, вам будет интересно:

9 июля 2019