Традиции похорон у зороастрийцев
Зороастризм – одна из старейших религий мира, существующая до сих пор. Считается, что она возникла в конце VIII века до н. э., легенды возводят её происхождение к пророку Заратустре. Изначально зороастризм формировался на территории северо-восточного Ирана, Афганистана, Пакистана и Таджикистана.
В наши дни общины зороастрийцев сохранились на территории Ирана и Индии. Хотя представители этой древней традиции расселились по всему миру, их общее число невелико: по приблизительным оценкам в 2019 году во всем мире живет около 100 000 зороастрийцев. Небольшие общины есть и в России, как в юго-восточных регионах страны, так и в обеих столицах.
Современному человеку зороастрийские традиции похорон покажутся странными и причудливыми. Чтобы разобраться в них, нужно понимать, как древние видели мир и проблему смерти.
Основы зороастризма: добро и зло
Зороастризм иногда называют монотеистической религией, хотя это не совсем верно. Верховному богу зороастризма, Ахура-Мазде, помогает множество других божеств, покровительствующих различным добродетелям и хорошим вещам.
Гораздо ближе к истине определение зороастризма как религии «дуалистической», построенной на жёстком противостоянии добра и зла. Согласно учению, изложенному в священной книге зороастризма Авесте, весь мир выстроен вокруг конфликта между добрым и светлым началом, воплощённым в Ахура-Мазде, и тёмным и злым, связанным с богом по имени Анхра-Манью (его имя часто переводят как «Ариман» или «Ахриман»).
Все вещи, явления и поступки в мире связаны с одной из двух сторон конфликта, причём всё хорошее исходит от света, а всё плохое – от тьмы. Долг каждого человека, соответственно, состоит в том, чтобы всей своей жизнью увеличивать количества добра в мире, с тем, чтобы когда-нибудь свет окончательно победил тьму.
Смерть в глазах зороастрийцев
Смерть ставит зороастрийцев в сложную ситуацию. С одной стороны, смерть – это очевидно плохое событие, дело рук Анхра-Манью, которое привносит в мир его скверну. Считается, что после того как душа исходит из тела, туда вселяется злой дух, принимающий облик мухи. Этот демон способен осквернить других людей, соприкасающихся с мертвецом.
Но смерть – неизбежная часть жизни любого человека, и зороастрийцы не могут избегать её так же, как они избегают других злых вещей. Проблема усугубляется тем, что, согласно учению зороастризма, осквернить можно не только человека, но и элементы природы: воду, землю или огонь. Поэтому вопрос того, как поступать с телом покойного, становится особенно сложным.
Дахмы – башни-кладбища
Зороастрийцы традиционно решали проблему похорон с помощью так называемых дахм («башен молчания») – отдельных площадок для трупов. Как правило, они имели форму башен, хотя теоретически дахмой может стать любое место, отведённое под погребение, куда не пристало приходить членам общины. Например, иногда в качестве дахм использовались ниши в скалах.
Специальные люди, именующиеся насусаларами, относили тела умерших в места погребения, где им предстояло лежать до тех пор, пока их не съедят дикие животные: шакалы и грифы. Классические дахмы выстраивались таким образом, чтобы скелет человека, после того, как он оказывался «очищен» от мяса, проваливался бы через решётку внутрь самой башни, позволяя в случае нужды поместить на её вершину нового мертвеца.
Насусалары – «похоронщики» древних зороастрийцев
Насусалары – не священники, а отдельный пласт людей, занимающийся только вопросами, связанными с похоронами. Рядовому зороастрийцу запрещено даже приближаться к трупу на расстояние меньше 30 шагов. Нарушение этой установки требует долгих и утомительных ритуалов очищения. Насусалары же должны не только переносить трупы, но и проводить над ними определённые обряды, переодевать в специальную ритуальную одежду. Также они обязаны поддерживать в порядке дахмы, если в этом возникает нужда.
Остальные члены общины относятся к ним с особым ритуальным презрением, призванным отделить обычных людей от тех, кто вынужден постоянно сталкиваться со смертью. Это делает насусаларов схожими с кастой «неприкасаемых» в Индии.
Зороастрийские похороны в Иране
Хотя ритуалы зорострийцев кажутся достаточно архаичными, до недавнего времени их ещё можно было увидеть на территории Ирана, где небольшие общины представителей этой религии сохранялись на протяжении истории. Жёсткий запрет на зороасрийские похороны ввёл только последний шах Ирана, Мухаммед Реза Пахлеви. После этого зороастрийцы были вынуждены хоронить своих мертвых так же, как их соседи, хотя более состоятельные члены общины предпочитали цементировать могилы изнутри. Это было нужно для того, чтобы покойник не соприкоснулся с землёй и не осквернил бы её таким образом.
Зороастрийские похороны в Индии
На территории Индии и по сей день существует община зороастрийцев-парсов, переселившихся туда из Ирана много веков назад. Парсы сохраняют похоронные традиции своих предков. Правда, у них также не обходится без неприятностей – лекарственные препараты, которые пили многие парсы, оказались вредны для грифов, из-за чего их популяция в местах компактного проживания индийских зороастрицев резко сократилась. Это вызвало раскол в общине: некоторые люди начали искать альтернативные способы избавляться от трупов в дахмах, а часть общины всё-таки переняла общую для Индии практику кремации. В наши дни над одной из «башен молчания» в Индии установлены солнечные панели-отражатели, ускоряющие разложение тел, также зороастрийцы обсуждают возможность искусственного разведения грифов-падальщиков.
Возможно, вам будет интересно: