Варанаси – город мертвых в Индии
Мы часто представляем путь развития человечества как некие единые этапы, через которые так или иначе проходят все государства и народы, в итоге приходящие к единым знаменателям — определенной форме правления, религии или обрядам. Однако это не так: человечество создало невероятно разные культуры, со своими обычаями в самых разных областях жизни, в том числе и с погребальными обрядами.
Территория современной Индии объединяет множество регионов и культур с совершенно разным климатом, рельефом, верованиями, языками и культурами. Сегодня мы поговорим об одном из древнейших городов не только в самой Индии, но и в мире. Это город Варанаси (Varanasi), один из духовных центров индуизма, основанный, по легенде, самим богом Шивой, столица древнего царства Каши, известный некогда как город света. Сюда каждый день прибывают тысячи людей — не только для того, чтобы совершить ритуальное омовение в водах Ганга. Здесь расположены священные площадки для кремации, в которых на протяжении тысяч лет находят последнее пристанище множество верующих индуистов. Рассказываем об истории города и том, как сложилась здесь традиция кремации.
Почему Варанаси — город мертвых?
Говорить о том, что Варанаси (также Банарес и Бенарес; Индия не пользуется этими названиями, оставшимися от колонизаторов) является исключительно городом смерти, не совсем корректно. Это древнейший город со множеством памятников архитектуры, культуры и искусства.
Археологи смогли обнаружить свидетельства того, что люди жили на территории современного Варанаси и его окрестностей как минимум за две тысячи лет до нашей эры. Позднее, с появлением Ислама и появлением династии великих Моголов, некоторые храмы индуистских богов были уничтожены правителями-мусульманами. Однако позднее многие религиозные сооружения восстановили, а город оставался одним из центров индуистской духовности. Однако здесь можно обнаружить и мечети — в частность известная мечеть Аламгир (Alamgir Mosque) Варанаси, построенная на месте храма Вишну. При приходе на территорию Индии британцев Варанаси остался одним из важных административных центров. Кроме того, это родина нынешнего главы государства, премьер-министра Нарендра Моди, который представлял город в парламенте страны с 2014 года.
По легенде, к появлению города в Индии Варанаси имеют отношение двое из ключевых индийских божеств: четырехрукий Шива и трехголовый Брахма. Во время боя Шива оторвал одну из трех голову мудреца Брахмы и по обычаю повязал ее себе на пояс, чтобы показать свою воинскую доблесть. Однако, когда бог гулял у реки Ганг, голова упала и целиком ушла под землю. Поэтому индусы считают это место священным. Даже герои классического эпоса «Махабхарата» посещают Варанаси; город в Индии дает им надежду вымолить у Шивы прощения за братоубийство.
Особенную роль для города играют гхат — это ступени, спускающиеся прямо к водам реки Ганг. Большинство гхат используются для религиозных омовений в водах, считающихся священными. Однако некоторые площадки среди которых Дашашвамедх, Маникарника, Панчганга и Харишчандра — традиционно используются для кремации, причем эта традиция уходит корнями очень глубоко.
Варанаси известен, как «город, где сжигают на реке в Индии», но правда глубже и интереснее. Дело в том, что Варанаси является одним из семи священных городов (Сапта Пури) Индии. Смерть и последующая кремация здесь дают человеку шанс обрести мокша — то есть освобождение. Это означает, что здесь душа человека может вырваться из колеса Сансары, то есть бесконечного цикла смерти и перерождения, и обрести наконец покой и просветление. Именно поэтому Варанаси является одним из центров кремации в Индии. Существует даже расхожая фраза Kāshyām maranam muktih — «Смерть в Каши — это освобождение».
Особенно популярным является гхат Маникарника. По легенде, именно здесь долгие тысячелетия предпочитал медитировать бог Вишну, которому его просветление и мудрость помогли убедить бога Шиву не разрушать город. Согласившийся на это Шива посетил Варанаси вместе с супругой Парвати. Для них Вишну устроил купальную на берегу Ганга, и во время омовения бог обронил в купальню сережку. Отсюда происходит и название гхата — «Мани» означает «Драгоценность», а «Карника» — ухо.
Варанаси в целом является одним из центров почитания Шивы. Считается что тем, кто умирает в городе, бог лично является во время последних мгновений жизни, чтобы обучить тарака-мантре. Эта мантра и является ключом к спасению, к переходу в новую жизнь (корень «тарака» на санскрите означает одновременно «лодку» и «спасение», «преодоление»). Произнеся ее, человек получает возможность вырваться из цикла Сансары, а его душа обретает новую форму существования.
Паломничество в Варанаси
Каждый год Варанаси посещают более миллиона паломников. Среди них — не только индуисты, но также джайнисты и буддисты. Так, в пригороде города Сарнате Будда Гаутама, по легенде, прочитал свою первую проповедь, а у одной из ступ впервые встретился со своими учениками. Джайнисты полагают, что в городе родилось четверо из тиртханкар — святых, которые смогли преодолеть собственные низменные страстии получить мокшу, освободившись от цикла перерождения.
Однако наиболее многочисленнвми являются, все же, паломники-индуисты. Значительная часть из них — шюпредставители шайвизма, то есть течения, которое почитает Шиву как наиболее важного из трех богов тримукти (тройки богов, состоящей из Шивы, Вишну и Брахмы). Часть паломников приезжают в город, чтобы стать частью культа бога Шивы. Это может быть как посещение его храмов, так и попытка стать агхори — аскетом, подвергающимся тяжелым лишениям во имя веры. Агхори часто обитают на кладбищах и местах захоронений, растирают тела пеплом, оставшимся после кремации и используют посуду, сделанную из человеческих костей и черепов. Таким образом они отдают дань одному из аспектов Шивы — аспекту разрушения и повторяют ритуальные практики, которые практиковал сам бог.
Однако есть и паломники, которые приезжают в Варанаси для того, чтобы умереть в городе и обрести мокшу после кремации. Чаще всего это пожилые люди, тяжелобольные, вдовы и так далее. Все они прибывают в Варанаси в надежде на мокша, которая прервет бесконечную цепь перерождений, смертей и страданий.
Почему индусы сжигают трупы?
Кремация в Индии и индийской культуре существует очень давно. Известно, что она укрепилась еще в ведическую эпоху, став основным способом захоронения. Индуисты считают, что человек состоит из пяти основных элементов: огня, воды, земли, воздуха и пустоты, и кремация (антьешти) возвращает тело к его исходным элементам.
Кроме того, следует отметить, что в жарком и влажном климате Индии кремация зачастую является наиболее безопасным и санитарно приемлемым, так как не позволяет телу долго разлагаться. В то же время практика сбрасывания несгоревших останков в реку может являться источником болезней и заражения.
Как происходит сожжение тел в Варанаси?
Тела в Варанаси сжигают на специально выделенных для этого гхатах — например, Маникарника. Здесь на каменных постаментах горят костры для кремации, которые поддерживают целыми семьями и родами. Считается, что эти костры горят, не угасая, тысячи лет, однако никакого подтверждения этому заявлению нет.
Перед смертью тела покойных украшают цветами и бижутерией, умащают ароматическими маслами и травами. Тело мужчины или вдовы обертывают в белую ткань, женщины, чей муж еще жив — в алую.
Затем старший сын, совершив ритуал омовения, проводит погребальный ритуал. Украшенное тело помещают в пламя. Затем пепел развеивают над Гангом, а несгоревшие останки (в случае, если они есть) сбрасывают в воды реки. Если человеку не хватило денег на нужное количество дров для погребального костра, в воде может оказаться и полусгоревшее тело.
Ритуал кремации проходит на глазах у людей, и часто родственники предлагают прохожим порадоваться за своих близких, которые смогут достигнуть Мокши. А вот фотография не приветствуется: считается, что пленка может «поймать» душу и не дать ей освобождения.
Почему ритуал проходит у реки Ганг?
Ганг в представлении индуистов считается не просто священной рекой, а священной сущностью, богиней Ганга, воды которой смывают с человека его грехи. В посмертие же Ганга помогает душам умерших переродиться или же достичь мокши. Именно поэтому практически все погребальные костры расположение непосредственно у вод Ганга.
Кого нельзя кремировать в Варанаси?
Традиционно в индуизме не принято кремировать детей, особенно до трех лет. Как правило, их тела предают земле. В Варанаси же не кремируют не только детей, но также беременных женщин и отшельников — садху. Их тела, как правило, погружают в воды Ганга и отпускают плыть по течению.
Как живут обычные люди в Варанаси?
Варанаси — один из центров шелкопрядильного ремесла и промышленности в Индии, известный на всю страну своими шелковыми платками, сари и тканями с серебряной и золотой нитью. Другая развитая в регионе промышленность — металлургическая.
В целом же общая занятость городских жителей составляет 29% от всех проживающих в городе. Многие также занимаются мелким ремеслом: изготовлением украшений, игрушек и других мелких предметов, выращивают манго и другие культуры.
Туризм в Варанаси
Варанаси — не самый развитиый для туризма город, он принимает в основном туристов из других городов Индии и Непала, многие из которых приезжают сюда, чтобы умереть в священном городе.
Большинство иностранных туристов приезжают сюда из Японии и Шри-Ланки. Туристам, направляющимся сюда, следует остерегаться мошенничества и карманных краж, а также сделать прививки от эндемичных болезней. Следует учитывать, что из-за низкой грамотности многие местные жители не говорят на английском языке.
Вопросы и ответы
Могут ли провести процедуру кремации над иностранным гражданином в Варанаси?
Да, в теории это возможно. Однако стоит учитывать, что доставить сюда тело уже умершего человека из другой страны будет очень сложно и дорого. Легче будет организовать процедуру кремации в том случае, если человек умрет непосредственно в городе. Для полноценной кремации необходимо будет закупить дерево для костра, на котором горит тело.
Действительно ли погребальные костры в Варанаси не гаснут в течении тысячелетий?
Такова легенда, которую активно поддерживают в самом городе. Однако подтвердить или опровергнуть ее невозможно, так как документального подтверждения этой легенде нет.
Представлены ли в Варанаси другие религии, кроме индуизма, джайнизма и буддизма?
Да. В городе также есть около двадцати христианских церквей и мусульманские мечети.