Как психологи видят смерть

1949
Время прочтения статьи - 20 минут 10 секунд

В философии тему смерти развивали и переосмысливали с древности. А вот психология как научная дисциплина возникла не так давно, поэтому психологи стали рассуждать про смерть только с XIX века. Поговорим о том, какие концепции они создали и зачем о них нужно знать нашим современникам.

Что психологи говорят о смерти

Одним из первых психологов, заговоривших о смерти, был Зигмунд Фрейд. Фрейд утверждал, что в доисторические времена человек воспринимал ее амбивалентно. Убить чужака или врага не казалось ему чем-то неправильным. Когда он видел труп, у него не оставалось сомнений, что неприятель мертв: не может пошевелиться, не открывает глаза, не дышит. Однако вообразить все то же самое по отношению к себе или своим близким казалось ему невозможным. Древние люди любили своих родственников так же сильно, как мы сегодня, поэтому придумывали различные формы, в которых они могут продолжать существовать: духов, покровителей племени, призраков. Так появились первые представления о загробной жизни. Религия поддержала и развила их, ведь в них воплотилась главная человеческая надежда: на вечное блаженство для праведников (хороших, родных, таких как мы сами) и вечные мучения для грешников (плохих, чужих, отличных от нас).

У современных людей, по мнению Фрейда, сформировалось крайне странное восприятие смерти. С одной стороны, все мы знаем о том, что она неизбежна, ведь человеческие тела со временем изнашиваются и перестают функционировать. С другой – каждый раз, когда кто-то умирает, мы ведем себя так, словно это неожиданность. Нам свойственно объяснять чужую кончину случайными причинами и думать, что ее можно было предотвратить (если бы врачи лучше лечили болезнь, если бы скорая раньше успела на место аварии и так далее). Другими словами, мы знаем о существовании смерти, но пытаемся делать вид, что ее нет: не говорить и не думать о ней, отрицать ее закономерность. Никто не решится сказать о своем знакомом: он умер, и это нормально, ведь все умирают. Такая фраза покажется циничной. Но Фрейд акцентировал внимание на том, что наше избегающее отношение к смерти работает против нас. Оно уменьшает ценность жизни настолько, что мы перестаем дорожить ею. Поэтому иногда стоит вспоминать латинскую пословицу Memento mori.

Почему людям страшно умирать?

По мнению психологов, он возникает потому, что человек абсолютно не способен вообразить небытие. Даже думая про свои похороны, мы продолжаем присутствовать на них в качестве невидимого наблюдателя: представляем траурную процессию, собственное тело в гробу, оплакивающих нас родственников. Помыслить, что будет на самом деле, когда нас не станет, невозможно – именно поэтому нам страшно. Точно такое же соображение приводил в своих работах стоик Эпикур. Правда, оно наоборот успокаивало философа. «Пока мы есть, смерти нет, а когда она придет, нас уже не будет», – говорили эпикурейцы, объясняя, почему не нужно бояться умирать.

Во многих культурах (в том числе и в нашей, отечественной) смерть веками воспринимали как что-то запретное. Эта тема была табуированной, опасной. Поднимать ее являлось признаком дурного тона. В современной психологии смерти считается, что именно такое отношение к умиранию нам надо преодолеть. Поэтому все психологи едины во мнении, что разговаривать об уходе из жизни полезно, особенно с детьми. Самое главное – делать это правильно. Если кто-то умер, не стоит отмалчиваться и вести себя так, словно ничего не произошло. Лучше сказать близким о своих чувствах и предложить: «Мы можем поговорить о случившемся. Меня это потрясло/ранило/шокировало, мне трудно держать все в себе». Высказывание своих мыслей и переживаний помогает справиться с утратой и избавиться от одиночества.

Важная задача для тех, кто переживает горе – сохранить память об умершем человеке. Должно быть место, куда можно прийти, чтобы пообщаться с ним, посмотреть на его изображение, вспомнить о его жизненном пути. Именно поэтому психологи рекомендуют не избавляться от всего, что связано с покойным. Постарайтесь вовремя навещать захоронение на кладбище, устраивать поминки, хранить семейные фотоальбомы и дорогие сердцу вещи. Так легче пройти последнюю стадию горевания, или принятие: понять, что человек всегда будет с вами, но уже иначе, чем раньше, не в физическом смысле.

Как смерть меняет отношение к жизни

Виктор Франкл

Существует трудный вопрос, который волнует многих людей: есть ли в смерти что-то хорошее? Пожалуй, никто не решится ответить на него полностью утвердительно. Но многие психологи, например гуманистического направления, все-таки говорили о ценности смерти. Виктор Франкл был уверен, что она придает смысл жизни. Обладая очень большим или бесконечным количеством времени, человек склонен расточать его впустую: откладывать все дела и размышления на потом, заниматься пустяками, предаваться фантазиям о важных для себя вещах по принципу «когда-нибудь я это успею». Осознание того, что мы конечны, подталкивает нас к более полной реализации своего потенциала и заставляет иначе выстраивать отношения с окружающими. Если когда-нибудь мы умрем, лучше начать хорошо планировать свою жизнь прямо сейчас; если наши близкие умрут – надо дорожить ими каждую секунду, а не только в последние часы. Похожую позицию занимал и Фрейд, говоря о том, что избегание факта смерти делает нашу жизнь тусклой и обесценивает бытие.

Несмотря на то, что в XXI веке мы подходим к осмыслению смерти все более осознанно, люди не перестают ее бояться. Да, сегодня много психологической литературы, которую можно прочитать, чтобы лучше понять свои переживания; много научной информации, которая помогает объяснить процесс умирания с биологической точки зрения. Но мрачные мысли о том, каково это – лежать без движения под землей, все равно иногда не дают нам покоя. Если вы испытываете слишком частые опасения по поводу своей или чужой кончины, лучше всего пойти на терапию и обсудить это со специалистом. Он поможет разобраться в причинах тревоги и снизить ее интенсивность или совсем избавиться от нее.

Многих людей волнуют не только чувства и эмоции, связанные с уходом из жизни, но и материальные, практические стороны этого процесса. Кто-то беспокоится, что ему не обеспечат достойные похороны; кто-то – что его погребут вдали от родных и совсем не так, как он хотел. Если вас посещают мысли такого рода, вам может пригодиться услуга прижизненного договора с ритуальной компанией. Заключение договора гарантирует, что прощание с вами пройдет именно так, как вы распорядитесь.

Восприятие смерти умирающим

Пожилые и больные люди чувствуют приближение своего конца. Это предчувствие может оказаться истинным или ложным, но оно в любом случае давит на человека. Некоторые так и не решаются заговорить о нем с близкими, потому что думают, что их не поймут. У того, кто находится на смертном одре, много переживаний, даже если он их скрывает. Самые трудные из них – раскаяние, сожаление, вина, страх и печаль о том, чего уже нельзя изменить. Поэтому любой, кто оказывается рядом – хоть родственник, хоть медицинский работник – должен постараться помочь справиться с этим моральным грузом. Не оставляйте человека в одиночестве; найдите время на доверительную беседу. Скажите прямо, что вы будете рядом, если что-то понадобится. Постарайтесь создать уютную домашнюю обстановку, в которой вам самому было бы комфортно.

В книге «Четыре главные фразы» доктор паллиативной помощи Айра Байок приводит советы, как говорить с теми, кто скоро уйдет из жизни, чтобы они не ощущали беспомощности, страха и угрызений совести:

  • откажитесь от роли ведущего в разговоре. Предоставьте человеку самому решать, что обсуждать – достаточно внимательно слушать и задавать уточняющие вопросы;
  • узнайте, чего человеку хочется. Может, он хотел бы позвонить кому-то по телефону, написать письмо или сделать другое непосильное для него в данный момент дело. Окажите ему в этом помощь;
  • чтобы ни о чем не сожалеть, попросите прощения за все обиды, которые вы вольно или невольно ему нанесли;
  • чтобы он ни о чем не сожалел, скажите, что прощаете его за все;
  • поблагодарите за то хорошее, что он вам сделал;
  • скажите, что любите его.

Последние четыре пункта и являются четырьмя главными вещами, которые помогают бороться с негативным восприятием собственной кончины.

Восприятие смерти скорбящими

Для того, кого постигла утрата, главная проблема – полное и постоянное погружение в свои переживания. Человеку требуется время, чтобы побыть наедине с собой; при этом он не должен чувствовать себя одиноким. Поэтому постарайтесь быть рядом, больше слушать и меньше говорить, не давать советов и не оценивать его эмоции/состояние.

Чувства, которые испытывает горюющий, во многом сходны с теми, о которых говорилось в предыдущем разделе. Это может быть:

  • страх остаться без поддержки;
  • вина за разногласия с покойным;
  • сожаление за все, что не удалось вовремя сделать или сказать;
  • посттравматическая тревога за свою жизнь и жизнь других членов семьи.

Со всеми перечисленными симптомами лучше всего обращаться к профессиональному психотерапевту. Но и дружеская помощь значит немало. Если вы боитесь, что не сможете общаться с человеком так, чтобы не навредить ему, почитайте книги о процессе горевания и психологии принятия. Это поможет эффективно выстроить диалог.

5 стадий принятия - модель Кюблер-Росс

Элизабет Кюблер-Росс

В конце 60-х психолог Элизабет Кюблер-Росс написала большую монографию, в которой изложила свою концепцию стадий переживания горя. Согласно ей, каждый, кто столкнулся с утратой, проходит через пять этапов:

  1. Отрицание. Человек не может поверить, что кто-то из его близких умер или он сам умирает. Все происходящее кажется ему нереальным. Некоторые просто отрицают очевидное: говорят, что эта страшная вещь не случилась, что они не поверят в нее, пока не увидят врачебное/патологоанатомическое заключение. Другие просто чувствуют себя «как во сне».
  2. Гнев. Гнев может иметь самую разнообразную направленность: проявляться по отношению к виновникам трагедии, медицинскому персоналу, здоровым людям, родственникам, свидетелям. Некоторые испытывают сильную злость на самих себя, так как не смогли вовремя предотвратить трагическое происшествие.
  3. Торг. На стадии торга человек верит, что все еще может повлиять на проблему, и ищет, как это сделать. Неверующие иногда начинают молиться и вести религиозную жизнь; скептики обращаются к гадалкам и медиумам. В любом случае это способ вернуть себе утраченный контроль, снова взять происходящее в свои руки.
  4. Депрессия. Если в фазе торга люди продолжают думать, что от них зависит все, то в фазе депрессии случается противоположное: возникает ощущение бессилия. Скорбящий может полностью смириться со своим беспомощным положением, отказаться от любых дел, в том числе повседневных. У некоторых эта стадия растягивается на месяцы и годы, так что она считается самой продолжительной и тяжелой.
  5. Принятие. Принятие – это состояние, при котором человек возвращается к нормальной жизни, смирившись с утратой. Он чувствует силы и желание жить дальше, возвращает себе способность влиять на свою судьбу. К сожалению, до этого этапа доходят далеко не все. Помочь в данном случае может работа с квалифицированным психотерапевтом.

При общении со скорбящими стоит учитывать, что модель Кюблер-Росс нелинейна. Не все люди проживают пять стадий принятия горя последовательно; некоторые из этих этапов могут «выпасть», некоторые – протекать одновременно. Поэтому к проявлениям любого из них нужно относиться уважительно и понимающе.

Другие модели психологии смерти

Смерть в психологии переосмысливалась не однажды. Например, Фрейд на склоне лет предложил совершенно другую ее модель, чем в начале своей практики. Он стал утверждать, что всему живому присущи две противоположные, но естественные тенденции: стремление к жизни, продолжению рода (эрос) и к умиранию, разложению (танатос). Тяга к смерти возникает из той выгоды, которую она нам дает: не прикладывать никаких усилий, не сталкиваться со сложностями, быть полностью пассивными. Если соотнести это с моделью Кюблер-Росс, станет очевидно, что нечто похожее испытывает человек в депрессии. Отказавшись от попыток влиять на ситуацию, он по сути «устраняет» себя из мира, то есть сам умирает.

Не последнюю роль в этом процессе играет и то, что с точки зрения современной психологии у человека есть страх жизни – боязнь различных травмирующих изменений. Все вокруг нас непостоянно: отношения могут распасться, карьера – разрушиться, близкие люди – заболеть неизлечимой болезнью. Если подумать об этом, и впрямь может показаться, что жить страшнее, чем умирать. Чтобы не столкнуться с такими серьезными опасностями, иногда люди выбирают избегающий тип поведения: отказываются проявлять инициативу, уходят от принятия решений, перекладывают ответственность за свою судьбу на других. Подобные действия и есть бегство от жизни – попытка обрести полный покой, устранив все внешние раздражители.

Похожим образом смотрел на проблему и Карл Юнг. Он считал, что человек ужасно боится некоторых вещей, например мириться с переменами или признавать свою конечность. Психика сопротивляется мыслям о старении, болезнях, уходе в мир иной; вследствие этого возникает невроз, душевная дезорганизация. Если бы люди понимали, что смерть – естественный итог жизни, ее оборотная сторона, они бы проще принимали свою кончину и не впадали в невротические состояния. Бытие и небытие Юнг называет двумя концами одной дуги, начерченной природой.

Некоторые последователи Фрейда, в том числе психоаналитик Карл Меннингер, считали, что человеку не просто присуще влечение к смерти; оно проявляется буквально во всем, от вредных привычек и самоповреждающего поведения до агрессии по отношению к другим. Впрочем, им возражали, что между желанием умереть и желанием навредить кому-то есть большая разница, так что не следует объяснять настолько широкое поле человеческих поступков исключительно стремлением к танатосу.

Вопросы и ответы

Что психология говорит о вечной жизни в религии?

Психология всегда ориентируется на ценности пациента, то есть одинаково уважительно относится и к религии, и к атеизму. Поскольку психологи исследуют психику, а не душу, они не берутся судить о том, есть бессмертие или нет. С научной точки зрения вера в загробную жизнь объясняется желанием продлить свое существование, получить какую-то награду за все испытания на земле. Но ни один психолог не будет убеждать вас, что это выдумки: вера в Бога и в рай очень важна для некоторых людей, так что ставить ее под сомнение неэтично.

Как называется боязнь собственной и чужой кончины?

Она называется танатофобией. Это довольно распространенный страх, справиться с которым можно с помощью терапии.

Что делать, если вам страшно, что кто-то из ваших близких умрет?

Как раз в таких случаях нужно обращаться к психологу. Вы вместе разберетесь в причинах этого беспокойства и поработаете над устранением тревоги.

Испытывать волнение по подводу того дня, когда вас не станет, естественно и нормально. В этом друг с другом солидарны все психологи. Мысли о смерти не следует пресекать и подавлять, как часто делают в нашей культуре. Например, на Западе заботиться о своем уходе из жизни принято заранее. В этом видят обычную предусмотрительность.

Достойно проводить в последний путь близкого человека поможет служба Ritual.ru. Ознакомиться с нашими похоронными комплексами можно в соответствующем разделе сайта. Если у вас есть вопросы, звоните по единому номеру +7 (495) 100-3-100 . Операторы консультируют круглосуточно и бесплатно.


15 мая 2023
Тематика не раскрыта в статье?

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок