Пластинка с прахом покойного

Способы обращения с останками умершего человека меняются век от века. Ritual.ru уже писал про экзотические варианты того, что делают с прахом после кремации: из него создают алмазы, отправляют в космос, хоронят в основании рифа и даже делают из него картины и татуировки. На сей раз инициатива пришла со стороны музыкальной индустрии: кремированные останки теперь можно превратить в виниловую пластинку. Такую услугу после кремации предлагает британская компания Vinyly.

Пластинка памяти

Необычная услуга, предложенная компанией Vinyly – это возможность сохранить воспоминания об умершем на «пластинке памяти». При её изготовлении прах покойного замешивают в материал виниловой пластинки. Услуга стоит от 3000 фунтов стерлингов, что примерно равно 3900 долларов США по курсу на апрель 2019 года. Каждая из сторон пластинки обладает вместимостью на 12 минут аудио. На них может быть записана как музыка любимых исполнителей покойного, так и его последние слова и воспоминания. Иногда с пластинки доносятся просто щелчки и треск – особая музыка праха.

Обложки для таких необычных виниловых дисков могут быть сделаны на основе портретов покойных. Обычно содержать такие важные детали, как даты рождения и смерти. Иногда близкие выбирают и более абстрактные изображения или классические виниловые наклейки.

Друзья и члены семьи могут воочию наблюдать за тем, что делают с прахом при изготовлении пластинки. Пока винилу придают форму, пепел «разбрызгивается» по поверхности пластинки. Близкие умершего могут сами выбрать, на каких участках пластинки будут размещены звуковые записи.

Ностальгия по ушедшим людям и временам

Компания Vinyly существует в течение уже нескольких лет. По утверждениям экспертов, она выбрала идеальное время для выхода на рынок, особенно если продажи виниловых пластинок будут расти так же стремительно, как это происходило с начала 2000-х. Этот тренд особенно заметен в Великобритании и в США. Там его подогревает ностальгия по «тёплому ламповому» звуку: цифровые устройства не могут воспроизвести особенности винилового звучания.

За концепцией пластинок из праха стоит Джейсон Лич, основавший группу EDM и лейбл Subhead еще в 90-х годах. С тех пор Лич запускал и ряд других лейблов, включая проницательно названный «Смерть винилу». Идея для Vinyly возникла из собственного опыта Лича, когда ему приходилось кремировать своих родственников, а также из непосредственной вовлечённости его семьи в индустрию похоронных услуг.

Хотя компания подчеркивает свою серьёзность, Vinyly удается придать мрачному моменту ухода парадоксальную лёгкость. «Когда альбом «Жизнь» в итоге подходит к концу, разве не было бы здорово, чтобы эта запись вращалась вечно?», - сообщает их сайт. «Мы предлагаем вам возможность запечатлеть пепел на виниловой пластинке, которой ваши близкие будут внимать на протяжении поколений»

Необычные похороны становятся все популярнее

Возникновение всё новых и новых практик обращения с останками не могут не привлекать внимания ритуальных агентств. В странах Европы остается все меньше людей, согласных стать «всего лишь» прахом в урне после кремации. Занимающаяся кремацией компания Simplicity Cremations провела социологический опрос на тему, какой бы посмертной участи хотели для себя респонденты. Наиболее интересными из полученных ответов были сочтены следующие:

  • в среднем, каждый четвертый молодой человек высказывал пожелание, чтобы его пепел спрессовали в модную виниловую пластинку;
  • представители так называемого «поколения селфи» (молодёжь в возрасте до 25 лет) в два раза чаще выразили желание иметь надгробный камень или памятник, чем женщины старше 55 лет;
  • каждый третий из опрошенных, относящихся к более скромному старшему поколению, положительно отнёсся к тому, что на его могиле не будет установлено долговременного мемориала (отдавая предпочтение церемонии прощания, например);
  • почти половина молодых людей, согласившихся на вариант кремации, уточнили, что хотели бы вырастить из своего пепла алмазы;
  • в старших возрастных группах – вопреки всем ожиданиям - лишь 3% опрошенных хотели бы, чтобы их близкие содержали пепел в урне у себя дома;
  • примерно 25% детей и людей младше 25 лет хотели бы, чтобы их пепел использовался для выработки электроэнергии – в то время как среди людей старше 55 лет доля согласившихся на подобный сценарий составила лишь 4%.

«Посмертная память» в ХХI веке

По словам пресс-секретаря Simplicity Cremations Марка Халла, сегодня мы наблюдаем принципиальный сдвиг в том, как именно люди хотят оставлять память о себе. Старшее поколение британцев уходит от традиционных памятников. отчасти это происходит из практических соображений. Кроме того, меняется сам их взгляд на посмертную память: они больше, чем раньше, верят, что их друзьям или близким не нужен физический мемориал, чтобы продолжать помнить о них. Что же касается молодого поколения, в его среде крайне выражена ориентация на более творческие и физические способы оставить память – что удивительно, поскольку всё большая часть их жизни протекает в цифровом мире.

Впрочем, подобные тренды хотя и заметны, но только начинают набирать силу. Пройдут еще десятилетия, прежде чем привычные нам способы погребения изменятся по-настоящему массово. Поэтому, знакомя читателей с передним краем рынка погребальных услуг, Ritual.ru не забывает и о знакомых всем венках, надгробиях, траурных лентах. Что выбрать: отдать дань классике, или опробовать новые веяния – решать вам.

Возможно, вам будет интересно:

18 апреля 2019