Похороны и прижизненный договор в США

Похоронная индустрия — это сравнительно новая область в экономическом секторе США. До XX века устройство похорон было исключительно личным, семейным делом. С умершими прощались дома, хоронили их по религиозным и семейным обрядам, чаще всего на родовой земле или ближайшем городском кладбище.

Люди редко задумывались о собственных похоронах: их организация была заботой родственников умершего. В особых случаях организацией похорон занималось всё соседство. Желать «особых» похорон было не принято.

Но этой практике пришлось уйти в прошлое, чему поспособствовал ряд событий.

Гражданская война (1861–1865 гг)

Гражданская война между северными и южными штатами унесла множество жизней. Многие солдаты гибли вдали от дома, и их родные хотели вернуть тела погибших на родину для организации традиционных семейных похорон. Так в погребальные традиции США вошла массовая практика бальзамирования тел и появились особые службы «посмертной логистики».

Рост населения и урбанизация (XIX-XX вв)

Ко второй половине XIX века средний житель большого города уже не мог позволить себе организовать прощание с умершим дома — не позволяли весьма скромные размеры квартир. Все процедуры подготовки умершего к погребению и прощания переместились в специальные «похоронные дома» (Funeral Homes) — первые частные похоронные организации.

Традиция маленьких семейных кладбищ постепенно уступает место кладбищам общегородским. Американский кинематограф сделал их образ узнаваемым: парк, деревья и ухоженные лужайки с ровными рядами захоронений.

Уход за могилами и территорий кладбища также переходит в руки частных похоронных организаций. Параллельно с этим процессом государство начинает регламентировать порядок организации похорон военных: появляются первые специализированные армейские кладбища, в том числе Арлингтонское национальное кладбище.

От «гробовщиков» до «режиссеров похорон»

До XX века производители гробов (чаще всего в этой роли выступали потомственные мастера мебели) обычно предоставляли и дополнительные услуги по обустройству могилы. За что и получили народное прозвище «гробовщики» — undertakers.

Переход похорон из области семейных традиций в разряд услуг принёс с собой конкуренцию, а следовательно, и разные маркетинговые ухищрения. В погоне за клиентами и добрым именем, вчерашние undertakers (гробовщики) переименовываются в куда более благозвучных Funeral Directors (распорядители похорон) и Mortician. Последнее – это неологизм, придуманный в 1895 году и образованный от латинского корня mort- (смерть) и суффикса -ician, используемый для обозначения специалиста в какой-то сфере.

Появляется Национальная Ассоциация Распорядителей Похорон (National Funeral Directors Association, NFDA), позиционирующая себя как профессионалов, а не «каких-то там торговцев». Однако, как и раньше, большая часть рынка осталась за частными семейными организациями: сегодня их доля на рынке ритуальных услуг составляет до 85%.

Традиция заключать прижизненный договор

Из-за конкурентной гонки в обиход вошла идея устраивать похороны заблаговременно. Точной информации, кто первым предложил своим клиентам такую услугу, нет. Но существует мнение, что эта практика возникла в среде иммигрантов, особенно — в еврейском сообществе.

Оторванные от родной земли, родной культуры и языка, иммигранты часто хотели быть похороненными по обрядам своего народа. Кто богаче, мог рассчитывать, что его тело (чаще — прах) доставят в страну исхода и похоронят там в соответствии с желаниями и традицией. Более бедные люди желали хотя бы обеспечить себе уход «по всем правилам», как того требовала их вера. В обоих случаях бремя процедур предпочитали перекладывать с плеч родных и близких — им и так будет нелегко! — на распорядителей похорон.

Стоимость услуги была и остаётся сравнительно небольшой. А заблаговременный подход позволяет рассчитать всё заранее: сколько потребуется на транспорт, атрибуты и всё прочее.

Альтернативные похороны

В конце XX века область ритуальных услуг захлестнула ещё одна волна конкуренции: на массовый рынок вышли организаторы «альтернативных похорон». Джаз-фестиваль, онлайн-трансляция, даже выстрел прахом из пушки — благодаря практике прижизненного договора стало возможно организовать практически любые похороны.

Традиционные похоронные бюро попытались сохранить рынок услуг за собой. Это привело к большей формализации практики прижизненного договора, но прогнать конкурентов не помогло.

Как называется документ прижизненного договора?

В английском языке единого названия у такого документа нет, но чаще всего встречаются несколько терминов:

  • Funeral pre-arrangement
  • Pre-payed funerals
  • Pre-need arangement
  • Funeral provision contract

Гарантировано ли исполнение условий договора после смерти человека?

Процедура заключения прижизненного договора о ритуальных услугах в США чётко отработана и юридически регламентирована, что гарантирует: всё пройдёт гладко, как задумано.

Все прижизненные договоры предполагают несколько степеней защиты воли клиента. Представителем интересов человека после его смерти (в англоязычной практике часто встречается термин сaretaker) могут выступить как члены семьи, так и юридическая организация или частный адвокат. Указать своего представителя можно — и нужно — в самом тексте прижизненного договора.

Что можно выбрать на похороны – Какие услуги и принадлежности?

На американском рынке представлены все доступные виды погребальных услуг и атрибутов. Классические ритуальные бюро предлагают разный спектр услуг, но повсеместная практика предполагает выбор:

  • кремация или захоронение тела;
  • выбор место погребения (если хоронят) или хранения праха (урну с прахом можно и не хоронить);
  • изготовление и установку памятника, надгробия, мемориальной плиты и т. д.;
  • установку цифрового (QR-Memo) надгробия;
  • церемонию религиозного обряда похорон в соответствии с верой усопшего;
  • цветы, венки, ленты, фотографии, памятные карточки и другие атрибуты в их широком многообразии;
  • разработку сценария похорон и проведение церемонии в соответствии с ним;
  • развеивание праха покойного;
  • изготовление посмертной маски;
  • онлайн-трансляцию похорон;
  • проведение поминальной трапезы (по сценарию);
  • составление списка приглашённых и рассылка приглашений;
  • посмертную репатриацию (перевозку) тела в другое место (штат или страну) для последующего захоронения;
  • и многое-многое другое.

А как насчёт нестандартных похорон?

Чёткого разделения между «классическими» похоронными бюро и «современными» в США уже нет: организовать тот или иной сценарий поможет большая часть похоронных бюро.

Однако, есть особый сегмент рынка — похороны hi-tech: полёты в космос, создание из праха драгоценных камней, виниловых пластинок и другие высокотехнологичные решения. На рынке также есть и нарочито традиционных бюро, предлагающие исключительно «классические» услуги.

Под куполом Капитолия

Составление прижизненного договора является одним из неформальных обязательств президента США. Вступая в должность, президент описывает свою последнюю волю и доверяет её представителю. В текущем виде эта практика устоялась после смерти Франклина Делано Рузвельта, 32 президента Соединённых Штатов, умершего вскоре после ялтинской конференции союзных держав в 1945 году. Свою последнюю волю Рузвельт составил ещё за 8 лет до смерти, в 1937, однако держал документ в секрете в личном сейфе.

Согласно документу, Рузвельт желал для себя весьма скромного и аскетичного прощания, и главное — никакой публичности. Пункт 2 завещания формулирует это однозначно: «In the event of my death in office as President of the United States I make the following requests… That there be no lying in state anywhere» – никаких публичных прощаний, нигде.

Бумагу обнаружили уже после того, как были начаты традиционные пышные проводы президента. После этого инцидента стало принято доверять такой документ кому-то из живых представителей. А после убийства президента Кеннеди вошло в привычку составлять прижизненный договор как можно раньше — во избежание всевозможных конфликтов интересов.

62.5% американцев старше 20 лет обдумывали свои похороны; 21.4% заключили прижизненный договор

По данным Национальной Ассоциации Распорядителей Похорон (NFDA) за 2017 год 62.5% американцев старше 20 лет связывались с ритуальными агентствами (Funeral Homes) и обдумывали свои похороны.

Однако до заключения прижизненного договора доходили только 21.4%. Основными причинами сомнений стали: «думать о смерти ещё рановато» и «предоплата слишком высока» (по опросу 2017 года). На основании исследования NFDA рекомендовала похоронным агентствам США пересмотреть политику полной предоплаты или предложить систему рассрочки.

«Зелёные похороны» выбирают 53.8% заказчиков прижизненного договора

Согласно другим исследованиям NFDA, чтобы значительно повысить интерес к прижизненному договору, нужно включить в сценарий две детали:

  • «зелёные похороны» — в биоразлагаемом гробу, без использования формальдегидной бальзамировки и с высаживанием деревьев на месте захоронения. Эта опция пришлась по душе 53.8% заказчиков.
  • «Терапевтические похороны» — во время прощания (и чуть после) родственников и друзей умершего сопровождают собаки-терапевты, помогающие легче справиться с горем. 34.5% опрошенных согласились заключить контракт с таким условием.

Последнее законное слово

В США с прижизненным договором связан важный нюанс: примерно в половине штатов по закону представителем интересов умершего является его ближайший родственник. Ему и принадлежит решение, что и как делать с телом умершего. Теоретически, согласно духу закона, наследник умершего обязан почтить его последнюю волю, однако на практике это не обязательно исполняется. В этих штатах при заключении прижизненного договора назначают несколько ответственных родственников, чтобы они проконтролировали друг друга — это обязательно фиксируется письменно, в присутствии юриста и при его заверении, а также в нескольких экземплярах. В остальных штатах оформленный прижизненный договор имеет наивысший приоритет в вопросах организации похоронной процедуры.

Возможно, вам будет интересно:

26 марта 2019