Надгробные памятники поэтам на кладбищах Москвы

Вознесенский, Андрей Андреевич, умер 1 июня 2010 года

Новодевичье кладбище, 4 участок, 54 ряд

Серый каменный шар гигантских размеров катится с горы вниз — именно так выглядит надгробный памятник на могиле Вознесенских. Он отсылает сразу к нескольким преданиям, например, к наказанию царя Сизифа из греческой мифологии. Боги обрекли царя катить в гору камень, который едва достигая вершины, скатывался вниз.

Вознесенский сам спроектировал этот памятник совместно с Зурабом Церетели для семейного мемориала. Первой под ним похоронил мать поэта, Вознесенский распорядился похоронить себя там же.

Замысел памятника удивляет и ужасает: гора — это наклонная гранитная плита с начертанными рельефными бронзовыми именами членов семьи и самого Андрея Вознесенского. Однако, присмотревшись, можно увидеть, что от скатывания шар удерживает христианский символ — распятие, выполненное в бронзе.

Есенин, Сергей Александрович, умер 28 декабря 1925 года

Ваганьковское кладбище, участок 17

Могилу Есенина украшает фигура поэта, высеченная из белой каменной глыбы. Его строгое лицо словно осуждает всякого, кто на него посмотрит. На теле просторная рубаха, расстёгнутая у горла, его руки скрещены. Фигура Есенина стоит на пьедестале из серого гранита, на котором выгравированы и покрыты сусальным золотом имя и годы жизни.

Рядом с памятником покоится мать поэта, прожившая на 30 лет больше Есенина. Она лежит под небольшой надгробной плитой из гранита того же цвета, что и пьедестал для бюста писателя.

Высоцкий, Владимир Семенович, умер 25 июля 1980 года

Ваганьковское кладбище, участок 1

Мнения близких Высоцкого о том, каким должно быть надгробие поэта, разделились. Марина Влади, жена Высоцкого, была против памятника и предлагала поставить камень: «Пусть он будет не красивый, но он должен передавать образ Володи. Природа, создавшая ни на кого не похожего Высоцкого, выразит то, что не сможет сделать ни один художник...». Родители Высоцкого были против символов, им хотелось видеть своего сына «как живого».

В своем памятнике покойному поэту Александр Рукавишников придал камню множество символов и аллегорий. Хотя в его эскизе было много порыва, внутреннего движения, в итоге памятник вышел необычайно парадным. Над головой поэта гитара, будто нимб, а за его спиной — морды коней, словно рвущихся к пропасти. В памятнике скульптор напоминает о поэтической исповеди «Кони привередливые».

Хотя Рукавишников хотел, чтобы люди видели в каменном Высоцком в первую очередь земного человека, который ходил с современниками по одним улицам Москвы, простые люди с нимбом в форме гитары по улицам не ходят.

Окуджава, Булат Шалвович, умер 12 июня 1997 года

Ваганьковское кладбище, участок 23

Могилу Булата Окуджавы украшает надгробный памятник работы Георгия Франгуляна. Большой булыжник словно лежит на мостовой из брусчатки, имя и фамилия поэта написаны будто его подчерком, медные буквы позеленели от времени.

Задумка надгробия не столь проста: чередуя на могиле поэта полосы брусчатки с полосами неухоженной земли, он изобразил символический нотный стан, в который вписан камень с почерком поэта.

Филатов, Леонид Алексеевич, умер 26 октября 2003 года

Ваганьковское Кладбище, участок 12.

Памятник Филатову создан в соответствии с замыслом его супруги, Нины Шацкой. Гранитный высокий чёрный постамент держит на себе бронзового Леонида Филатова: свитер, рукава закатаны, глубокий вырез и джинсы клёш. Он одет как Гораций из спектакля «Гамлет», на его лице расслабленная улыбка. Поэт будто бы на сцене, вышел на поклон в конце пьесы. На фронтоне сцены эпитафия: «Моя жизнь — дуновение». Медный занавес не сможет закрыться, и Филатов не сможет уйти с гранитной сцены.

Возможно, вам будет интересно:

6 мая 2019